Очень может быть, что меньше чем через три месяца, в Рош-а-Шана, когда Небесный суд будет взвешивать наши дела, будет спрошено, сделали ли мы что-то, чтобы позорный закон Нью-Йоркского Сената не был принят. Удасужились ли мы хотя бы позвонить нашему сенатору и выразить свой протест? Итак, то, что Тора называет мерзостью, как написано: «И не ложись с мужчиной, как ложаться с женщиной, это мерзость» (Ваикра 18:22), теперь cтaло узаконенным в штате Нью-Йорк.
Нередко, читая строки из псалма царя Давида: «Он дает свои заповеди Яакову, свои повеления и законы — Израилю. Не совершил он этого для всех остальных народов, и не знают они законов Его…(Теилим 147:19,20), я спрашивал себя: неужели не знают? Повеления (на иврите — хуким) совсем не обязательно поддаются логическому объяснению, как, например, запрет употребления в пищу свинины. Однако законы (на иврите — мишпатим) можно обяснить логически, как например, запрет воровства. Почему же именно про законы сказал царь Давид, что народы их не знают, разве не похожи они, особенно в такой стране, как Америкa, на законы Торы? Очень может быть, что основная разница состоит в цели законов. У народов мира законы призваны обеспечить функцианирование общества на устраивающем это общество уровне. Для народа Израиля законы имеют ещё и дополнительный, более важный смысл, выраженный Торой: «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святыми Всевышнему» (Бамидбар 15:40). Законы Всевышнего не призваны обслуживать наши сиюминутные желания, они суть средства раскрытия Б-жественной сущности человека, заложенной в каждом из нас.
Очень скоро начинаются «три недели»: период от семнадцатого Тамуза до девятого Ава, когда еврейский народ постигли многочисленные трагедии, включая разрушение Первого и Второго Храмов. Мудрецы наши, говоря об источниках этих бед, всегда указывают на духовные, а не физические причины. Изменения в нашем мире, мире действия, рассматриваются мудрецами лишь как воплощение изменений в духовных мирах, в свою очередь произашедших в результате созидательных или разрушительных мыслей, слов и действий человека. В этом смысле закон, принятый Сенатом штата, под разглагольствования о равенстве, справедливости и правах человека, это ещё один гвоздь, вколоченный в гроб Америки, а заодно и сигнал всем тем, чьи сердца и уши, ещё не оплывшие жиром, способны улавливать сигналы: если наше общество будет и дальше идти по пути «прогресса», оно придет к разрушению!
Утешением и вдохновением звучит следующий отрывок Талмуда: «Сказал рав Нахман рав Ицхаку: «Слышал ли ты, когда придет Бар Нафли (дословно: сын падения)?» Сказал ему [рав Ицхак]: «Кто такой Бар Нафли?» Сказал ему [рав Нахман]: «Машиах». «Ты называешь его Бар Нафли?» Сказал ему [рав Нахман]: «Да, как написано: «В тот день восстановлю Я упавшый шалаш Давида…» (Амос 9:11) (Санъэдрин 96б)». «Степень упадка может быть очень значительной», — пишет, комментируя этот отрывок Талмуда, великий немецкий философ и раввин Шимшон Рефаэль Гирш (что бы сказал рав Гирш, живший в 19-ом веке, сейчас?). Немногочисленные оставшиеся хорошие люди могут оказаться в одиночестве. Замысел Всевышнего может быть заброшен и внешние обстоятельства – очень не подходящими для спасения. Но чем больше это так, тем ближе спасение и тем ближе Машиах к нашей двери, если только те, кто сильно ждут его, выполнят свою роль, не поддаваясь отчаянию и апатии, пассивности и унынию. Нет такого периода, когда мы могли бы сказать: «Не пришло время быть отстроенным Дому Всевышнего» (Хаггай 1,2). Время делать для Всевышнего, выполнять наши обязанности и нести нашу еврейскую миссию всегда сейчас. Время спасать себя и наши семьи и возвышать их к Всевышнему и Его святому Слову всегда сейчас.” (Collected Writings, Volume I, p. 288).
Далее (там же, 98а) Талмуд приводит аллегорическую историю, в которой раби Йеошуа бен Леви спросил у Машиаха самого, когда тот придёт. «Сегодня», — ответил Машиах. Когда же Машиах не явился, раби Йеошуа бен Леви обратился за объяснением к пророку Элияу. Тот ответил словами царя Давида: «…[Это станет реальностью] сегодня, если вы послушаетесь голоса Его!» (Теилим 95:7). Конечно же принятый закон — путь к краху великой страны, но он же, как ни парадоксально это звучит, и шаг к окончательному Избавлению…сегодня, если послушаемся Его голоса.
Леви Финкельштейн, Нью-Йорк
Удасужились ли мы—
вобще-то УДО. ув. Леви, прежде чем столь безапелляционно писать на важные темы, стоит проследить за собственнок грамотностью.
что до существа вопроса, то «не ложись с мужчиной как с женщиной» может трактоваться весьма по-разному. к тому же, США не теократия, даже иудео-христианская. Рим пал как-раз когда стал полностью «правильным», да и нацистский Тейх тоже был таким; кликушествовать по поводу прогресса и толерантности как причин умирания страны—крайне спорное занятие
Саша, спасибо за справедливое замечание. Учту на будущее. А вот с остальным — извольте. «что до существа вопроса, то “не ложись с мужчиной как с женщиной” может трактоваться весьма по-разному.» Приведите хотя бы одну трактовку, но только чтобы она исходила из уст ученого, а не шарлатана, «прогибающего» Тору в зависимости от того, куда ветер дует. «США не теократия». Конечно, но для того, чтобы жить по универсальным законам морали и нравственности, совсем не надо быть теократией. Наоборот, чем в большей степени эти законы являются частью общества, тем оно здоровее. «Рим пал как-раз когда стал полностью “правильным”, да и нацистский Тейх тоже был таким;» Я не думаю, что много обществ могут быть названы правильными. Даже если в них было исключено принятие законов подобных недавнему, другие законы, идущие вразрез с синайским откровением, были неотъемлемой частью их реальности — ведь зло может принимать разные формы. «кликушествовать по поводу прогресса и толерантности как причин умирания страны–крайне спорное занятие.» Я не кликушествую, я пишу от сердца. Истинный прогресс и истинная толерантность — вещи безусловно положительные, а вот деградация под маской прогресса и равнодушие под маской толерантности действительно ведут к гибели.