Журналисты и другие представители средств массовой информации об антисемитах и антисемитизме

История Холокоста говорит о том, что маленький народ не может выжить, если он не свободен. Все то, что заложено в основе еврейской веры, что человек не должен поклоняться другому человеку, вставать на колени перед ним, а это есть фундаментальный смысл свободы, что есть только один, перед кем можно встать на колени и это Бог, что вся эта история еще раз подтверждает, что в многонациональных странах маленькие народы могут выживать, только если эти страны свободные, и если они хотят и могут и проявляют волю себя защищать. То есть на каждый выпад антисемита отвечать. Когда появляется в некоей газете антисемитская статья – отвечать. Когда появляется на некоем канале антисемитская передача про еврейскую мафию – отвечать. Не уходить в кусты. Что в этом собственно, совершенная необходимость и для предотвращения национальных конфликтов внутри страны.  Альбац Евгения

 

Ситуация с “ЮКОСом” была слегка подсвечена темноватым огнем антисемитизма; в подтексте слышалось: не дают русским людям развернуться во всю их нефтяную ширь, засели всюду, шагу не дают ступить. Была бы сплошная Руснефть, а так – беспримесный Жидойл… Такая Абэвэгэдэйка. Такие последствия. Их мы начнем расхлебывать ПОСЛЕ того, как государство отпразднует заслуженный успех в неравной борьбе. Оно отпразднует. И все будет как в анекдоте: Рабинович, не приходите к нам больше, после вашего прихода пропали ложки; вообще-то ложки нашлись, но осадок остался. Осадок останется. А так-то что. Так-то все в порядке. Всех выпустят. Бизнес не рухнет. Все будет хорошо. Кроме того, что будет плохо.  Архангельский Александр

 Обсуждение ситуации, которая сложилась вокруг последней передачи «К барьеру!», конечно, хочется начать с цитаты. «Антисемитизм – вопрос не идеологии, а вопрос личной гигиены». Если тут вообще есть, что обсуждать, то тогда обычным журналистским делом должен стать репортаж из выгребной ямы. Как там ее содержимое? Какая консистенция? Какой сегодня запашок? Или существо по фамилии Макашов («изучают там свой еврейский иврит», «еврея я определяю по делам»), показавший неприличный жест пожилому человеку, Герою Советского Союза, члену самого первого отряда космонавтов, это то самое, что нужно выкладывать на телеэкран? Для чего? Для рейтинга? Для пропаганды той самой «коричневой чумы» в год юбилея Великой Победы?  Бакушинская Ольга

 Будучи евреем, я не наблюдаю никакого роста антисемитизма в течение 15 последних лет. Напротив, я наблюдаю падение уровня антисемитизма, особенно на государственном уровне. Как и во всякой стране, в России есть антисемиты, и в России они представлены в Государственной Думе в том числе. Но мы не должны драматизировать ситуацию, мы должны понимать, что никогда эти силы не станут доминирующими, никогда их влияние на российскую политику не будет определяющим, а их постоянное возникновение на политической арене в значительной степени связано с провокационными действиями политических технологов.  Белковский Станислав

Что общего между антисемитизмом и сексом? По версии российского МИДа, его, антисемитизма, у нас нет. Точно так же, как не было секса в СССР. Госдеп США в своем очередном ежегодном докладе об антисемитизме в мире назвал Россию и Белоруссию “проблемными странами”, где год от года растет число преступлений на почве юдофобии. Российский МИД, не имея возможности противопоставить американскому “неправильному” докладу свой “правильный” ввиду его отсутствия, ответил заокеанским коллегам чем-то вроде дипломатического мата. МИД прямо и без обиняков обвинил Госдеп США в менторстве и голословных обвинениях, добавив при этом в адрес оппонентов, что, мол, “сам дурак”, что в США тоже фиксируются преступления на почве антисемитизма, включая осквернение вандалами еврейских кладбищ и синагог.  Бергер Михаил

Антисемитизм есть в значительной мере проблема самих антисемитов, выражение их комплексов неполноценности, собственной ущербности и неудовлетворённости…Антисемитизм, по-моему, реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимную поддержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях.  Бовин Александр

Самоидентификация — вопрос глубоко частный, поэтому могу сказать только о своей твердой уверенности, что от себя откреститься трудно, практически невозможно. Помните американского архитектора-проектировщика нью-йоркских «Башен-близнецов»? Человек, который после событий 11 сентября поехал в Израиль, вновь ощутив свое еврейство. Каждый выбирает для себя, и вся тяжесть этого выбора — для каждого своя. Моя мама всегда говорит, что остро чувствует себя еврейкой в обществе настойчиво декларирующих свое славянство и, наоборот, — свое славянство среди тех, кто главным собственным достоинством считает еврейство. Я такая же. В нынешней России места антисемитизму хватит на батальон эйхманов.  Болтянская Нателла

Несомненно, антисемитизм в России существует и будет существовать еще достаточно долго – в любом случае он вряд ли окончательно исчезнет ранее таких знаменитых национальных подвидов антисемитизма, как британский, польский, французский или украинский. Тем не менее похоже, что Россия одна из первых в мире стран, подверженных этому пороку, сумела его преодолеть на уровне общественном…Антисемитизм в России перестал быть идеей, интересной обществу, и превратился в такое же достаточно опасное для носителя этой идеологии, но почти безопасное для остальных граждан хобби, как собирание свидетельств о контактах с НЛО, уринотерапия или игра в наперсток на деньги. В России антисемитизм как хобби – явление не такое уж и редкое, хотя и не слишком распространенное. Тем не менее еще десять лет назад о том, что ваш начальник еврей, вы узнавали от своих коллег, причем слово «еврей» произносилось с некоторой опаской, едва ли не как неприличное. Сейчас о том, что вам приходится иметь дело с самым настоящим евреем, вы, скорее всего, узнаете от самого начальника. Причем будете удивлены: надо же, кто бы мог подумать, да неужели и впрямь еврей? Но быстро об этом забудете.  Бутрин Дмитрий

Думаю, что Г-подь меньше всего занимается карьерными устремлениями евреев в средствах массовой информации. Причём традиционно евреи были мастерами в бизнесе, также были и остаются замечательными врачами и учёными. Сама история нации, бесконечные гонения, рассеяния и принуждения к ассимиляции, может быть, генетически сделали евреев наиболее динамичной, успешной нацией. Везде они чужие, везде они свои…Людей нельзя обмануть. Когда пишут о Гусинском или Березовском, то забывают об олигархах других национальностей, у которых многомиллиардное состояние. Но помнят только об этих людях. Ведь очень удобно говорить о том, что евреи погубили Россию. Ну, что же сказать, когда видишь Жванецкого, – да нечего, он просто гений. Он выше всех, но я никого не хочу сравнивать. Здесь критерий такой: на кого интересно смотреть, те и популярны. А уж если в этой прослойке окажется больше евреев, то, боюсь, ничего с этим невозможно поделать, ведь они не сами устраиваются на работу, не являются владельцами каналов. Яркого человека на работу берёт любой. Будь ярким, и тогда у тебя не будет конкурентов.  Ганапольский Матвей

Со спокойной душой берусь утверждать, что антисемитизм в России был, есть и будет. Говорят, его нет “в верхах”. А что, депутаты Думы или члены Совета Федерации это не государственный уровень, и мы не слышим от них юдофобских заявлений? А что, очевидные акты антисемитизма наши правоохранительные органы не списывают на “просто хулиганство”? А осужденных юдофобов – авторов и редакторов газет – у нас тут же не амнистируют после редких случаев их осуждения. Скажу больше. Представители еврейской общественности давно предупреждали, что исторический опыт свидетельствует: нацизм всегда начинался с преследования евреев, потом следовали цыгане, славяне, коммунисты.  Голенпольский Танкред

Люди не должны думать о национальности. А происхождение волн антисемитизма в России абсолютно понятно. Это реакция на публичное бесстыдство: еврейские междусобойчики и шутки на соответствующие темы. Я имею ввиду юмористическую передачу, в которой собираются, скажем, Шифрин, Шендерович, Хазанов, Арканов, всех не перечислишь. И начинаются местечковые шутки о том, какие они замечательные и хитрые: мы такие, мы сякие. А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм.  Гордон Александр

Сегодня в России на бытовом уровне антисемитизм, наверное, присутствует. А в государственном плане, уверяю вас, — нет: в правительстве работают евреи. Мои наблюдения подсказывают, что президент России ни в коей мере не антисемит. А коль скоро это не идет сверху, от первого лица, то этого нет на любом управленческом уровне. Сказать, что моя национальность мне помогала, я определенно не могу, но она мне и не мешала. Я в своем возрасте, со своей национальностью и жизненным опытом занимаю ту позицию, которую я занимаю. И считаю, что мне грех жаловаться.  Гусман Михаил

Антисемитизм сегодня — это яркое выражение всеобщей ксенофобии, которая издавна была свойственна России. Поэтому понятия «еврей» или «жид» для большинства людей необязательно означают еврея по национальности. Скорее, подразумевается человек, который разделяет общечеловеческие ценности, космополит по натуре, может быть, даже либерал. К еврейству это имеет весьма отдаленное отношение.  Вообще, мне кажется, что антисемитизм — это не проблема евреев. Евреи за свою двухтысячелетнюю историю видели проявления антисемитизма в самых разных, в том числе и в самых чудовищных формах.  Антисемитизм — это проблема России, проблема русских, она унизительна прежде всего для русских. Тем более что евреев в России осталось раз-два и обчелся.  Дейч Марк

Евреев ущемляли не только в области секретов, а везде, сплошь и рядом, повально… я все-таки хочу сказать, что это антисемитизм… попробуйте на минуточку стать евреем, и причем попробуйте стать евреем с русским самосознанием. Это очень важно. Потому что евреи привыкли, что им с 3, 4 лет кто-то говорит все время, как у Льва Кассиля – а наша кошка – еврей?  Доренко Сергей

 Антисемитизм как историческая мерзость рода человеческого в постхристианскую эпоху в России штука естественная, так же как и во всем остальном мире. Правда, оттенки мерзости имеют свои особенности. Для значительной части людей в нашей стране — это просто мусор в мозгах. Этот мусор, как и на наших улицах, изредка убирают, изредка чистят, потом снова забывают про него, и когда его убирают плохо, он начинает вонять. В такой мусорной атмосфере всегда легче найти источники своих болезней, найти причины своих обид. Но поскольку люди, как правило, у нас не привыкли сами убирать за собой, то этот мусор убирается лишь время от времени. Для политической элиты антисемитизм в России сегодня — это средство показать свое демократическое цивилизованное мышление, то есть способ оказаться в рядах приличного общества, где негоже ковырять в носу и сморкаться в шторы, то есть не признаваться в своем антисемитизме.  Дубнов Аркадий

Русская интеллигенция, ее лучшая часть всегда считала проблему дискриминации евреев своей болью. Во-первых, с точки зрения гуманистической; во-вторых, они отчетливо понимали, что не может быть свободным народ, угнетающий другой народ; в-третьих, они понимали, что для экономического развития России дискриминация евреев является сильным тормозом. И наконец, они видели, как развращают безнаказанность и попустительство во всем, что касается притеснения и преследования евреев, высшей точкой чего становились погромы. Погромы — не только позор для народа в целом. Это еще и развращение тех, кто в них участвует. Превращение их из людей в нелюдей.  Каджая Валерий

Холокост называют Катастрофой. Катастрофа пишется и произносится с большой буквы, и всем понятно, о чем речь. Причины и последствия Катастрофы изучают ученые. В школах и университетах проходят уроки и лекции. Мемориал памяти жертв собирает и хранит свидетельства. В Израиле считают, что это нужно не только евреям, это нужно всем. Евреи — это система раннего предупреждения. Чем больше людей будут знать о Холокосте, тем меньше шансов, что подобная трагедия повторится. Причем не обязательно с еврейской нацией — с любой другой.  Калинина Юлия

Почему Россия голосует за анти-израильские резолюции? Наверное, потому что в руководстве нашей страны полагают, что, наверное, нужно учитывать интересы арабского мира, а значительная часть арабского мира противостоит Израилю. Наверное, потому что существует определенная анти-израильская традиция в российской дипломатии. Это вещи абсолютно неслучайные. Давайте не будем забывать о том, что долгие годы антисемитизм был, знаете ли, такой неофициальной, полуподпольной религией советской номенклатуры.  Киселёв Евгений

Наиболее эффектно проявления антисемитизма естественным образом исходят в последнее время из арабского мира, в частности от президента Ирана. Во всех остальных частях света, в том числе и в России, он находится на одном и том же уровне. Градус антисемитизма не повысился и не понизился. В России вообще уникальная ситуация — евреев нет, а еврейский вопрос остался.  Колесников Андрей

В чём причина бытового антисемитизма, который есть у нас, на бытовом уровне? Очень многие люди отчет же себе не отдают. Они говорят, что, грубо говоря, ну, там есть евреи, а есть жиды. Вот жид это может быть не обязательно еврей, это просто склад характера, образ мысли, диагноз такой. То есть я бы не сказал, что в нашем народе – я не замечал, не знаю, я очень много ездил по нашей стране – у нас нет антисемитизма в моем представлении, на уровне вот общенародного чувства, ощущения, что вот мы ненавидим евреев. У нас есть склонность бросаться в крайности, и обвинять в моменты собственных неудач кого угодно, в том числе, и евреев.  Кучер Станислав

Не хочу сказать, что в России нет антисемитизма: есть, особенно в верхах. Но он близко не подходит к тому градусу межнационального напряжения, который наблюдается на юге России и даже в Поволжье. Да, его можно разогреть до нужной температуры. Так чтобы все испугались. И в этом смысле те вполне реальные антисемиты, которые сохранились еще со времен палеонтологической Лубянки, наверное, получают сейчас ( после нападения на верующих в синагоге г. Москвы – А.З.) большое удовольствие. Во-первых, они решают задачу сохранения режима у власти. Во-вторых, попутно есть возможность хорошо попугать евреев.  Латынина  Юлия

Хочется заметить, что бытовой антисемитизм на рубеже веков – прошлых, конечно, прошлых, – считался хорошим тоном в аристократических домах всей цивилизованной Европы. И не только. Что народы отдельные, кичащиеся своей европейскостью, в момент, когда “карта легла так”, отметились таким зверским антисемитизмом, который в России не снился и не приснится никогда и никому. Леонтьев Михаил

 Мне повезло. Я не могу сказать, что из-за своего еврейского происхождения я не получил того, что мог бы получить, будучи неевреем. На уровне общественного транспорта — конечно, приходилось. Если говорить о серьезных жизненных вещах, то — нет. Любимцев Павел

Я отношусь нормально к сионизму, потому что он совершенно не касается России. Это идеология возвращения евреев в то географическое место, где государство Израиль находится. К антисемитизму я отношусь совершенно спокойно, потому что если, скажем, 25 процентов населения земного шара испытывают неприязнь к евреям, т.е. полтора миллиарда человек испытывают, то значит это нормальная совершенно вещь, к этому надо относиться спокойно.  Минкин Александр

Еврейский антисемитизм есть везде, и не только в России. Обычно это касается нечистокровных евреев, т.е. тех, которые колеблются между двумя или несколькими вариантами национального самоотождествления. Но быть или не быть евреем в России — ты выбираешь не сам. В нашей стране ты становишься евреем лишь после того, как тебя им называют… К сожалению, я мало чем могу похвастаться, рассказывая о своем еврейском происхождении… Конечно я себя ощущаю евреем. Я думаю, что сначала это было в значительной степени продиктовано вторичной самоидентификацией — когда тебе говорят, что ты еврей и таким образом ты об этом узнаешь. Млечин Леонид

Я вообще узнал, что есть евреи, довольно поздно, потому что среди них жил и вырос. Кто был вокруг меня? Ну, композиторы, музыканты – это ж евреи в основном. И первая моя влюбленность – Женя Фрадкина, дочь композитора, которой я написал записку с ошибками – объяснение в любви. Я ж не понимал, что она еврейка, а я русский. И Володя Фельцман, сын Оскара Фельцмана, нынче выдающийся пианист, – с ним дружили с самого детства – я никогда не думал, что мы разные. Павлик Коган и его сестра Нина – дети гениального скрипача Леонида Когана, с которым мой папа дружил, – это все еврейские дети, что меня тогда совершенно не занимало. Где бы я ни выступал, обязательно спрашивали: «Не еврей ли вы?» Я отвечал: «К сожалению, нет». Эту поговорку придумал себе в Израиле на выступлениях. После чего, конечно, следовал вопрос: «Почему “к сожалению”?» Тогда я говорил: «Была бы у меня хоть капля еврейской крови, может, поумнее был бы». Молчанов Владимир

Антисемитизм, к сожалению, хоть и щеголяет сегодня в шутовском колпаке, но периодически бубенчики на этом колпаке мажутся кровью. И это не сегодня появилась. Это давняя традиция, увы, она подпитывалась всегда, и властью тоже. Или давайте вспомним безобразные шуточки великого Столыпина, который, узнав о погромах в Киеве и убийствах евреев, сказал: “Это хорошо, что евреев, но плохо, что убивают”. К сожалению, то, что происходит сейчас – это уже вопрос технический. Это вопрос работы ФСБ, которая должна вычислить и уничтожить. Но это не решает в принципе вопрос антисемитизма в России. Невзоров Александр

Сейчас, еврейский вопрос в России, с моей точки зрения, утерял актуальность, потому что появились другие национальности, и раскрылась, так сказать, вся палитра. И потом мы поняли, что с отъездом миллиона или полутора миллионов евреев жизнь не стала ни веселей, ни богаче. Ну хорошо там, патриоты упертые избавились от какого-то элемента ну и что, стало ли от этого лучше? Я не уверен. Зато, конечно, появилась целая прослойка людей, скажем, в дружественном государстве Израиль. Новгородцев Сева

Я же крайне отрицательно отношусь ко всем формам национализма, особенно если их сторонники говорят, что один народ склонен к проявлению добродетели или злодейства, больше чем какой-то другой народ. Думаю, что по своим достоинствам евреи равны всем другим народам и так же, как и все имеют право на своих героев, святых, мучеников и негодяев. Новожёнов Лев

Многие умные люди и многие глупые люди ставили и ставят так называемый еврейский вопрос. Но жил на свете один человек, который дал еврейский ответ. Этот ответ прост: никогда не вини «еврея» – вини себя. Потому что «еврей» есть в каждом. Значит, и ты хоть немного «еврей». Этого человека звали Ицек-Гирц Зингер. Нам он известен как Исаак-Башевис Зингер…. Перед Богом «нет ни эллина, ни иудея», но и потому, что межнациональная рознь вкупе с коррупцией и авторитаризмом несменяемой власти — самый надежный способ похоронить любую страну. Новопрудский Семён

Это только в последний раз, когда в кране не было воды, виноват оказался Чубайс, а во всех прочих случаях с водой, электричеством, отоплением, пенсиями, войной, терактами, дефолтами – всем, что делает нашу жизнь такой прекрасной, виноваты лица еврейской национальности. Они всегда были в этом виноваты, но сейчас особенно. Поэтому надо запретить все их организации, а еще лучше и их самих куда-нибудь деть. Не то чтобы перебить всех до одного, но сделать так, чтобы их не было. И тогда все вокруг чудесным образом преобразится.  Орехъ Антон

Там где есть евреи, там есть и антисемитизм, который имеет очень серьезные и глубокие корни. Впервые я столкнулся с этим, живя во Франции, когда мне было семь лет, позже – в Советском Союзе. Из-за фамилии были проблемы с поступлением в ВУЗ. Сталкивался и на бытовом уровне. Встречал людей, которые убеждены, что евреи это что-то плохое. Но таких, на самом деле, можно только пожалеть, за тем исключением, когда они становятся агрессивными. К антисемитизму отношусь абсолютно нетерпимо. В отличие от многих я не стесняюсь об этом говорить. В Советском Союзе мне встречалось довольно много евреев, которые в глубине души хотели бы отказаться от своего еврейства, которые этого стесняются. Причем, я не буду никого называть, но есть среди них весьма известные люди, они бы дорого дали, чтобы иметь другую фамилию. Меня это всегда поражало. На мой взгляд, это трагическая штука. Ведь человек хочет отказаться от какой-то своей части. Это трудно себе представить, и именно этого я не понимаю. Познер Владимир

Дети растут с тем, что им запрещено свободно перемещаться, лишь с дозволения полиции, учиться можно далеко не во всех учебных заведениях. Наконец, комплекс неполноценной нации водружает венец великомучеников на головы многих представителей молодой еврейской поросли. Они готовы сражаться за свое поруганное детство — потому что не хотят поруганной зрелости и старости, каковыми «награждены» их родители и деды. Результат известен всей планете: большинство радикальных большевиков с широко известными фамилиями, совершивших удачный Октябрьский переворот, получилось как раз из этих, «местечковых», евреев, не просто более не желавших жить изгоями, но и стремящихся отомстить обидчикам за то, что им пришлось перенести. И отомстили ведь. Политковская Анна

Это удивительная, уже почти забытая логика вечно напуганного обывателя – давайте угождать антисемитам и они нас за это начнут любить братской любовью! А то, что человек, который кого-то не любит по причине национальности, по природе своей ущербен и не стоит добиваться его приязни, – об этом защитники антисемитов как-то позабыли. Портников Виталий

Антисемитизм весьма распространенное качество. Не хочется прилагательное “народное” прилагать сюда. Вы знаете, ведь преследования, комплекс неполноценности – это вещи, которые идут рука об руку. Конечно, евреев преследовали в этой стране, и в царской России, в советское время, ставили в несколько униженное, стесненное положение. А оборотной стороной этого был комплекс неполноценности определенный, нежелание конкурировать или желание получить преимущества в конкурентной борьбе. Распространенные предрассудки – евреи устраиваются на хорошие места, найдите воинов-евреев или землепашцев. Еврей-оленевод – это уже более поздняя шутка, но она отражает эти вещи. А устраивается всегда или чемпионом мира по шахматам, занимаются наукой или ростовщики, лавочники. Но это же все одно связано с другим.  Пумпянский Александр

По поводу антисемитизма. Я бы не стал драматизировать обстановку – есть страны, где тоже встречаются проявления этого позорного явления. В последнее время в России по-настоящему занялись противодействием ксенофобии и антисемитизму, это лишний раз подтвердил недавний московский саммит религиозных лидеров. Только сейчас в России начали предметно заниматься обучением принципам толерантности, что должно обязательно иметь место в такой многонациональной стране. Сумели же это сделать США, Англия и ряд других стран. Пушков Алексей

Надо ли писать о еврейском вопросе и антисемитизме? Или лучше сидеть тихо – авось, нас и не заметят? Не тронь, оно вонять не будет…Вообще, вопрос бессмысленный. «Каждый пишет, как он слышит» – никто, к счастью, не вправе никому приказывать, как и о чем писать. Естественно, до тех пор, пока существует еврейская пресса, она будет писать о евреях – следовательно, и об антисемитизме. Есть евреи «чистые» и «смешанные», сефарды и ашкеназы, евреи почти всех стран мира, иудеи, христиане и атеисты, националисты и интернационалисты, евреи «местечковые» и космополитичные, богатые, бедные, умные, глупые и т. д. и т. п., но единственный интерес, который объединяет подавляющее большинство таких абсолютно разных людей – это антисемитизм. Евреи – это, прежде всего анти-антисемиты. Могут ли публикации в еврейской прессе спровоцировать антисемитов? Безусловно. Но они и без этих публикаций найдут чем спровоцироваться в очередной раз. Антисемитизм, как и всякая фобия – не результат внешних воздействий, а состояние души, евреи живут не вовне, а в сознании и подсознании настоящего антисемита. Наши действия, слова, да и мы сами абсолютно не нужны, чтобы он в своей душе опять и опять замкнул электрическую цепь садо-мазохистской злобы-обиды-гнева-зависти-презрения, испытал привычный оргазм антисемитизма. Так что писать с оглядкой на антисемитов, по-моему, глупо. Вот я на них и не оглядываюсь – пусть их читают.  Радзиховский Леонид

История антисемитизма тоже очень интересна – она тоже имеет отношение к деловой журналистике. Потому что никого не интересовало, кроме Иоанна, какой национальности был Иисус и кто его распял, хотя в Евангелии от Иоанна есть все перлы, которые сейчас кричит народ, но антесемитизм не был бытовым. А стал он бытовым как раз в момент начала крестовых походов, когда уже развивалось банковское дело, ростовщики и деньги ссужались в двух местах – у жителей Ломбардии (откуда пошли ломбарды) и у иудеев, чья религия вполне позволяет им заниматься этим делом. Когда кредитные ставки выросли выше некоего процента, ставки, Папа римский издает указ: кто будет задирать процентные ставки выше рыночных, того отлучу от церкви. Ломбардцам страшно. А иудеям? А иудеям нет. Возникла нерыночная ситуация. И возникли истории, хорошо описанные – «огнем и мечом». Естественно, отсюда возник бытовой антисемитизм, который продолжается до сих пор. Романова Ольга

Мне на днях позвонил приятель из Америки. “Слушай, – говорит, – а чего это у вас еврейская тема стала такая популярная? Неужели дела в стране совсем плохи?” Между прочим, не праздный вопрос. И давным-давно устоявшееся представление о том, что в очереди на роль виноватых во всех бедах на первом месте всегда стоят евреи, ведь не на пустом месте родилось. Да и к тому же любой инцидент с евреями, даже на первый взгляд самый незначительный, как правило, вырастает до вселенской проблемы. Потому что на самом деле он ею и является. В последние дни очень часто приходилось слышать: а чего это мы тут столько говорим об антисемитизме, а о русофобии помалкиваем? Как будто русские люди меньше пострадали… – ну и так далее. Уж я не знаю, кто там больше пострадал, я только знаю, что когда сегодня у евреев в какой-нибудь цивилизованной стране возникают проблемы, в этой стране немедленно бьют тревогу и предпринимают необходимые шаги. Не потому, что люди там любят евреев (их мало где любят), а потому, что точно известно: проблемы у евреев – верный симптом тяжелого недуга, грозящего поразить общество в целом. Рыклин Александр

Eврейское государство создалось уже после Второй мировой войны. До того в течение без малого тысяч лет евреи существовали в диаспоре. Наконец, они объединились в единое государство. Народ существует уже многие тысячи лет. И в силу целого ряда исторических обстоятельств, в силу, в значительной степени, особого положения этого народа, поскольку это народ Библии, отношение к нему всегда было очень непростым, очень эмоциональным. И была любовь, и было очень много ненависти. Вот католическая церковь, в частности, покаялась в ненависти к еврейскому народу. Но тем не менее проявления антисемитизма, как открытого, общественного, так и личного, публичного и непубличного, встречаются до сих пор. Антисемиты  понимают, что этот дурно пахнущий товар в обществе (пропаганда звериных идей ненависти к евреям, кавказцам и мусульманам – А.З.), к сожалению, товар ходовой, и получается “дешево и сердито”: сказал – в ответ люди похлопали, а там, глядишь, и прошел в Думу. Ресурс они ищут среди людей. Государственного антисемитизма больше нет, но в средних звеньях государственных, особенно силовых, структур он очень силен. Речь идет даже не об антисемитизме в чистом виде, а о ксенофобии вообще. И среди таких людей латентный антисемитизм дремлет, но готов проснуться. Сванидзе Николай

Правильно формулировал Черчилль, когда говорил, что англичане не антисемиты, потому что они не считают себя глупее евреев. Насколько оскорбительно нужно относиться к своему народу, чтобы считать, что им может манипулировать горстка представителей другой нации. Так же, как и глупо восхищаться тем, что ты родился евреем. Ты к этому не приложил никакого усилия, и чтобы родиться евреем, достаточно, чтобы мама была еврейкой… – У меня мама еврейка. Но дело не в этом, национальность свою я никогда не выбирал. Это просто данность…В последние пятнадцать лет нет никакого смысла говорить о государственном антисемитизме. Другой вопрос, что есть бытовой антисемитизм. Но это трагедия любой страны с низким уровнем культуры, хотя уровень жизни может быть любой. Но это проявление не только антисемитизма, а ксенофобных тенденций в обществе. Соловьёв Владимир

Мы прекрасно научились списывать собственную бездарность и лень на происки врагов еврейского народа. Очень удобно и заманчиво переложить ответственность с себя на кого-то другого. Особенно если этот ”кто-то” реально существует, да к тому же действительно является законченной сволочью… Поэтому я всегда крайне настороженно отношусь к жалобам на антисемитизм. Порой становится просто безумно стыдно, когда слышишь вой очередного обиженного ничтожества, что его ”обошли” или ”обделили” из-за принадлежности к еврейской национальности. Хотя он сам, по меткому определению классика, является ”позором нации” и вполне соответствует эпиграмме Гафта на Высоковского: ”Когда пути таким, как ты, открыты, растут ряды антисемитив”. Топаллер Виктор

 Я считаю своим позором, что в Италии проводятся процессии ряженых под камикадзе людей, которые выкрикивают гнусные оскорбления в адрес Израиля, демонстрируют фотографии израильских руководителей с намалеванными на лбу свастиками, подстрекают народ ненавидеть евреев. Процессии людей, которые готовы продать в гарем собственную мать, только бы вновь увидеть евреев в лагерях уничтожения, в газовых камерах, в печах крематориев в Дахау, Маутхаузене, Бухенвальде, Берген-Бельзене и так далее. Фаллачи Ориана

Давайте возвратимся в микрокосм – на Ближний Восток. Нет никаких легитимных претензий. Израиль не крал ничьей земли. Израиль не создавал кризиса с беженцами. Израиль не угнетал “палестинский народ”. Все это чушь, которую я опровергал тысячи раз голыми фактами и реальной историей. Конфликт между исламскими радикалами и евреями на Ближнем Востоке в действительности очень прост. Исламские радикалы хотят, чтобы все евреи умерли. Евреи, тем временем, хотят жить. И, как показывает конфликт, два этих аспекта несовместимы. Ибо зверя не удовлетворят никакие земельные уступки. Зверя не удовлетворит никакая иностранная гуманитарная помощь. Зверя не удовлетворит никакой пересмотр истории. Его жажду крови и власти утолит только смерть и уничтожение всех неверных. Фара Джозеф

Антисемизм мне ненавистен. В России я считаю себя россиянкой, в Америке – американкой, в Африке – африканкой. Во многих местах чувствую себя родной – в негритянской церкви, в синагоге… Это потрясающе, что во мне так много кровей. До сих пор помню слова колыбельной, которую пела мне еврейская бабушка: “Ями, ями, зинг мир а лиделе, вус ди мейделе вил”… Глядя на меня, не трудно догадаться, что во мне течёт африканская кровь. Но прожив уже много лет, я узнала, что дедушкой моей матери был раввин по фамилии Бялик. Ханга Елена

Доставляли ли мне хлопоты мои еврейские корни?  Существенные хлопоты — нет. Я вырос в относительно благополучное время, и все эти процессы меня не очень-то касались. Сказать, что мне никогда не приходилось сталкивался с бытовым антисемитизмом, я не могу. Конечно, приходилось. Однако это не было чем-то страшным. Тема антисемитизма в новейшей истории, как мне кажется, отошла на второй план. В современной России эта проблема уже не стоит так остро, как, например, 20 лет назад. Хинштейн Александр

„Еврей” – в переводе с арамейского „освобожденный”. То есть люди, сбросившие с себя иго чьего–то там гнета (египетского или узбекского – не имеет значения), могут именоваться евреями. Я сбросил с себя тяжеленное ярмо нелюбви к этой нации. Таким образом, я – еврей, да еще какой! Я долго копался в себе, очень много общался с евреями, пытаясь понять их. Я их не понял. Но полюбил всем сердцем! Я люблю эту нацию. Люблю за неиссякаемую энергию, кипящую в ней, вечную жизненную силу, способность находить выход даже из самых-самых тупиковых ситуаций. Евреи, как яблоня: какие бы ни были непогоды, она каждый год дарит нам спелые плоды. Как солнце, которое согревает нас своими лучами. Как маленький ручеек, который все бежит и бежит куда-то…Я люблю поэзию этого народа, восхищаюсь его остроумием, часами могу слушать его песни, прекрасные, то безудержно веселые, то бесконечно грустные… Я каюсь в том, что очень сильно заблуждался, я каюсь за свою ограниченность в набившем оскомину „еврейском вопросе”, я прошу прощения за притеснения, хамство, а порой за элементарное жлобство своего народа по отношению к прекрасному народу – ЕВРЕЯМ.  Шарий Анатолий

Израиль стерт не будет. Давайте говорить о евреях. Евреи не только имеют право жить там, но и должны это право иметь. Проблема в тех политических формах, в которых реализовывается право евреев посещать свои религиозные места и жить на Святой земле для евреев. И эти политические формы, которые сегодня у нас оформлены в виде государства Израиль, оказываются неприемлемыми для Совета Безопасности ООН, для Организации Объединенных Наций, для «Красного креста», для слишком большой части человечества они оказываются неприемлемыми. Более того, мне кажется, что политический формат государства Израиль оказывается все более и более неприемлемым для мирового еврейства, поскольку я не понимаю, почему евреи, проживающие в разных странах мира, в США, в Европе, в России, должны становиться заложниками преступной политики государства. Шевченко Максим

Я родился в семье, в которой не было этой темы вообще. Я – юный пионер Советского Союза и мальчик-интернационалист – узнал о том, что я еврей, когда меня в третьем классе обозвали жиденком. Позже наступили времена, когда быть евреем стало престижно и даже выгодно. Обнаружилось, что «Джойнт» дает миллионы на поддержку различных проектов, связанных с еврейской культурой. Помню, в конце восьмидесятых Владимир Вольфович пасся там, поблизости, но видимо, к тем деньгам его не подпустили, и он пошел в антисемиты – тут все у него получилось. Я же испытываю равную нелюбовь и презрение как к антисемитам, так и к тем кто подходит ко мне и заглядывает мне в глаза с многозначительным выражением богоизбранности… Я полагаю, что у меня есть свои персональные недостатки и свои персональные достоинства, за которые я готов получать кнуты и пряники. А давать интервью в качестве «профессионального еврея» мне неинтересно. Еврейское же «избранничество» связано для меня лишь с трагизмом судьбы, да еще с тем, что евреи дали миру Библию. Шендерович Виктор

 Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов» —  www.zelikm.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора