Удивителен мир хасидских историй. Непреходящя их ценность. Интригующи их вариации.
В истории иудаизма есть свои запретные темы. Свои «темные пятна» истории. О которых не осталось (или почти не осталось) документальных свидетельств. И каждое упоминание о событиях или личностях, находящихся в «теневой» истории еврейского народа и его духовности, безусловно, вызывает обостренный интерес у исследователей запретного.
С именем Саббатай Цви я столкнулся достаточно давно — вначале он для меня был именно тем, кем его и представляют большинство евреев из числа тех, кто вообще знает это имя: лже-мессией, неважной и проходящей личностью, лишь на небольшой временной период омрачивший своим влиянием небосвод еврейского мира. Я помню, как однажды провел всю субботу в обсуждении личности и влияния Саббатая Цви с одним очень интересным историком, который посвятил всю свою жизнь изучению истории человека, в 1666 году объявившего себя Машиахом (мессией). Мой собеседник — к сожалению, я запамятовал его имя — можно сказать, открыл мне глаза на то, каким колоссальным было влияние Саббатай Цви на еврейские общины и, пожалуй, на весь мир. Еще больше я почерпнул из книги Гершома Шолема «Основные течения в еврейской мистике». Как я теперь представляю себе влияние Саббатая Цви на нашу историю и значение самой этой личности для нас сегодня — тема для отдельного разговора. Сейчас же я хотел бы поговорить о другом.
Мартин Бубер подарил своему поколению хасидские истории — собрав и переведя их на немецкий язык, популяризируя их в среде еврейской молодежной интеллигенции (надо сказать, что даже Франц Кафка, знаменитый автор романов «Замок», «Процесс» и «Америка», находился под гипнотическим влиянием буберовских переводов хасидских историй, особенно историй рабби Нахмана из Бреслава). Хасидские истории стали достоянием общественности — как еврейской, так и общечеловеческой. На сегодняшний день существует бессчетное количество сборников различных еврейских историй — на самых разных языкам, включая, естественно, и русский, хотя и выбор все еще не так богат (в сравнении с другими языками).
Есть одна история о Бааль Шем Тове, о том, как он пытался исправить душу Саббатай Цви и поднять ее из глубин ада, куда она сошла. Все шло хорошо, пока Саббатай Цви не начал приходить к Бааль Шем Тову и сбивать его с пути Торы и заповедей. И тогда Бааль Шем Тов оставил душу Саббатая — Саббатай мне друг, но истина дороже — и она упала на самое дно ада.
Во многих сборниках хасидских историй на этом история и заканчивается. Но вот недавно мой знакомый дал мне почитать английских томик еврейских историй из всех поколений. И в нем я нашел эту же историю, но с неожиданным дополнением: оказывается, когда Бааль Шем Тов заглянул в глубины ады, чтобы посмотреть, куда упала душа Саббатая Цви, он увидел, что душа этого горе-мессии лежит рядом с другой душой — рядом с душой Иисуса из Назарета.
Для меня эта добавка к истории прозвучала как гром среди ясного неба! Казалось бы, где Иисус — который и вовсе представляется нам человеком, полностью отошедшим от Торы и заповедей, и где Саббатай Цви, соблюдавший заповеди и обучавший своих учеников Торе (даже формально являясь новоиспеченным мусульманином)!? Однако, как часто пишет великий рабби Шломо Ицхаки (сокращенно — РаШИ, величайший комментатор Письменной и Устной Торы), данная история призывает нас: «Даршени!», т.е., «Исследуй меня!»
Еврейский принцип изучения источников требует от нас отнестись одинаковым образом к двум понятиям, упомянутым в одной связи. И потому, уж если эти два имени были соединены воедино — пусть даже в бездне ада, — то мы должны найти то, что их объединяло (или объединяет и по сей день). Бааль Шем Тов сказал, что их погубило одно и то же: эгоизм и гнев. И я прекрасно понимаю эти слова Бааль Шем Това — они касаются каждого из нас, и мы, чтобы не пасть в бездну ада, должны, на пути реализации своей жизненной миссии (мессия и миссия — слова не зря созвучные), сторониться этих двух страшнейших духовных недугов: эгоизма и гнева.
Но что нам эта история говорит о, собственно, исторических событиях?
На мой взгляд, эта история приподнимает ту завесу тишины и даже замалчивания, которая отделяет наш сегодняшний мир от миров этих неудавшихся мессий. Каждый из них — и Иисус, и Саббатай Цви — был способен стать Машиахом. Каждый из них, очевидно, оказал влияние на самые широчайшие слои как еврейского, так и нееврейского общества своего времени. И наша задача сегодня — возможно, мы уже достаточно духовно «взрослы» для этого — переосмыслить наше отношение к этим периодам НАШЕЙ истории, перестать шарахаться от теней прошлого, а вместо этого просто взять и трезво проанализировать влияние всех неудавшихся мессий на своих современников, определить их ошибки и оценить их достижения, и вернуть их в лоно ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, молясь о прощении для всех заблудших душ.
Может быть, именно это и хотел сделать великий Бааль Шем Тов, пытаясь спасти душу Саббатая Цви?
мальчишки и девчёнки,
а также их родители:
хасидские истории
услышать не хотите ли?
последователи Баал Шем Това рассказывают, как их учитель вождь и отец пытался вытащить из ада души Иисуса и Шабтая; а последователи Иисуса уже 2000 лет(без малого) рассказывают как их учитель пытался спасти от геенны огненной не уверовавших в него евреев..поди пойми, ктп прав. По крайней мере, христианство, по крайней мере западное, стало повивальной бабкой демократии, капитализма, НТРа и т.д. а это весомый аргУмент
Дорогой Алекс!
Честно говоря, не понял твоей позиции. Что ты хотел сказать?
Что у христианства есть хорошие последствия, и в силу этого нельзя говорить, что душа Иисуса находится в безднах ада?
Если твоя позиция такова, то я тогда тебе отвечу.
В том списке, который ты привел, все три компонента якобы христианского влияния имеют четко выраженный «еврейский нос». Демократия западного образца во многом списана с талмудических установлений по поводу регулирования деятельности общины (почитай соответствующие исследования). Капитализм возник за счет того, что семейство Ротшильдов придумало способ обмена денег на долговые обязательства, т.е. кредитование. НТР — скорее, отход от христианства, чем его детище (спроси подробней у Галилея).
Но это — не главное.
Главное состоит в том, что наш мир — не черно-белый. А что было бы, если бы Иисусу (Саббатаю Цви, и т.д.) действительно удалось бы стать Машиахом?
Как выглядел бы наш мир сегодня? Другими словами, каков потенциал у душ этих горе-мессий?
И история, которую я привел, лишь показывает, что даже великий Бааль Шем Тов не был в состоянии — в ОДИНОЧКУ — справиться с задачей их спасения. Он занимался лишь еврейским народом. Живым.
Но сегодня мы сильны своей коммуникацией и своим образованием. И, может быть, мы можем справиться с задачей, бывшей не под силу Бешту.
Dear Tamir!
Your own thoughts on the subject i am sure are very valuable, but when AR»I ZAL, Chasam Soifer etc. already clearly explained who and when and why were this people, why you need Gershon Sholem (open apikoires) or Martin Bubers opinion on this?Are you frum???How can you trust these guys for accurate information not stained by kfira?
If you will check the sources I gave you, it is easy to understand why ST y»s and JC y»s are in the same dirt pit. Hatslocho!
Судя по тому, что Вы говорите о моей статье, Вы понимаете по-русски. Значит, и ответ свой я напишу по-русски. Если Вы предпочитаете все же английский, дайте мне знать, буду ответ писать по-английски.
Во-первых, отвечу на Ваш вопрос по поводу степени доверия и источниках. Если Вам не трудно, приведите, пожалуйста, список ссылок — а то как-то некультурно получается: Вы меня посылаете искать иголку в стоге сена, особенно когда Вы приписываете к источникам загадочного «раввина etc.» Я с удовольствием познакомлюсь со всей информацией, которую Вы можете мне предоставить.
А по поводу Гершома Шолема и Мартина Бубера… Рамбам как-то написал (в Шмона Праким): «Принимай истину от тех, кто ее говорит». Тора рассказывает нам и о Корахе (в каком-то смысле, его можно рассматривать как предтечу всех горе-мессий), и о Бильаме, ничуть не смущаясь того, что ее будут читать «фрумные» евреи. Вы по утрам говорите при входе в синагогу «Ма тову огалехо Яаков»? А ведь это Бильам сказал… В своем пророчестве, между прочим…
Во-вторых, попробую еще раз прояснить свою точку зрения. Замалчивание не решает проблем. И перед нашим поколением стоит задача начать поиск путей решения отношений и с христианстом, и с исламом, и с «денмэ» (так называются последователи Саббатая Цви, проживающие в Турции и считающие себя евреями), и т.д. Если мы не поймем и не сформулируем как для себя, так и для всего мира свое видение и понимание исторических (как и всех остальных) факторов развития ЕВРЕЙСКОГО народа, мы не искореним «беспричинную ненависть» и не отстроим, не дай Б-г, Храм.
И в-третьих, по поводу словечка «фрум». Я — безусловно «фрум», и внешне, и внутренне, и сердцем, и душой. Но я хотел бы обратить Ваше внимание на созвучность слова «фрум» на идише со словом «парум» (инфинитив — лифром) на иврите, которое значит «расшитый, распоротый, распущенный по лоскутам». Евреи сегодня слишком «парум» (вместе с тем, что все больше евреев становятся «фрум» — но одно другого не отменяет). И нам нужно «сшиваться» вместе, подобно кусочкам материи, из которой шьют костюм. И если еврейский народ — это костюм Всевышнего, то нам надо очень сильно постараться, чтобы этот костют наконец-то дошить. Можно в процессе шитья, конечно, и уколоться — не без этого, но эта та боль, на которую портной готов пойти, чтобы закончить работу. И мы также должны не бояться «уколоться» в процессе сшивания единства Еврейского народа.
И да поможет нам Всевышний!
Если бы Якубсон пользовался не только аргУментами, но и аргумЕнтами, то он бы вспомнил, что христианство привнесло в этот мир и инквизицию, и погромы, и фашизм, и коммунизм, и т.д. Но если пользоваться только аргУментами, то тогда он конечно… 😉
Прошу коммунизм не трогать — здесь есть наш еврейский вклад. Уж больно за евреев обидно…
Ваш вклад явно виден. Но не огорчайтесь, в фашизме евреи тоже наследили. Спите спокойно — вы в «хорошей» компании.
М.Гелман
Я не могу «спать спокойно»: а, вдруг вы войдете в спальню !!
Прочитав в ЕМ последние философские статьи о геях , у меня подозрения ко всем. И вы — не исключение.
Вы мне льстите, говоря о моем вкладе в «коммунизм».
Что касается «следов» евреев в фашизме — вам виднее, оказывается вы и в этом эксперт.
P.S. М Гелман! Читая ваши ответы, комментарии, замечания: у меня к вам вопрос (не стесняйтесь только — скажите «пгавду»)
Вы, случайно, не из Могилева ?
Даже, если-бы я был из Могилёва(как вы выразились) то не стеснялся бы ни секунды. Вы,сами того не понимая, поставили меня в один ряд с такими людьми, как Марк Шагал (он ,правда, жил и творил в Витебске), Иегуда Пэн, Хаим Сутин, Осип Цадкин. Заметте себе, вы, столичный шмок, они из местечек Белорусии. Всё начто вас хватает, так это воспроизводить антисемитские клише. Посмотрите в зеркало и вы увидите в нём мурло.
Господа, будьте взаимновежливы!
Поверьте, важнее всего — преодолеть взаимную неприязнь и ненависть.
Важно научиться друг друга уважать и любить!
Тамир, уважать и любить — это задача максимум. Тут у нас ситуация, когда элементарно услышать и понять друг друга люди не могут. Им без петушинных боев на сайте скушно. И это было бы смешно, если бы не было так грустно.
‘Тамир, уважать и любить – это задача максимум.»
СОГЛАСЕН С ВАМИ НА 100 %
Прошу, например внести в протокол, что к коммунистам и фашистам я никого не причислял.
Но, лично у меня есть одна проблема: у меня с детства аллергия на вранье и дураков. Если промолчать, то потеряю собеседников и чувство юмора. Если у кого-то есть средства лечения, пожалуйста сообщите. Кстати, это неплохая тема для обсуждения, хотелось бы знать мнение других. Только, пожалуйста, без употребления блатных и жаргонных слов как: «галутники», «суржик», «херня» , внесенных в наш сайт иностранцами. Давайте будем взаимно вежливы. «Умэйн»
Для всей планеты мой народ —
Большое Б-жье наказанье.
Не будь меж нас такой разброд —
Весь мир бы делал обрезанье.
Кстати, если мы затронули тему обрезания, мне бы хотелось внести мой скромный вклад:
Евреи — оптимисты. Вот народ!
Ужасно нелогично поступают:
Ещё не зная сколько отрастёт,
Немного в детстве сразу отрезают.
Вот так, дружно и весело, мы отметили 75-летие Игоря Мироновича Губермана.
Тамир, я хотел сказать что мне не нравится уверенность и безапелляционность ваших утверждений в данной стать. они—суть внутренней неуверенности и непрочности. вы утверждаете, что Иисус конечно же в аду; его последователи, по крайней мере некоторые их «деноминации», верят что в ад идут как-раз те кто в него не верует.
что до «еврейского носа» современной цивилизации, то а)Талмуд написан несколько веков спустя создания основной массы древнегреческого наследия, сильно на него повлиявшего; б)если на то пошло, можно пытаться искать истоки демократии не в Талмуде а в самой Письменной Торе— «военная демократия» судейских времён, расписание прав и обязанностей царя и т.д.—но с тем же основанием можно считать матрицей демократии любой превобытно-общинный строй; в)когда появились Ротшильды, и когда—Лютер, Цвингли, Кальвин и проч.? (и это мы ещё про Медичи не упомянули)
и интересно отметить, что НТР восновном произошел в странах протестантской культуры. я не говорю, что это благодаря хр-ву, наоборот, я согласен с чьей=то фразой что не столько оно завоевало Рим, сколько Рим завоевал хр-во—но факт в том, что оно таки стало «повивальной бабкой» прогресса за последние полтыщи лет, и сегодня оно ассоциируется с западной цивилизацией, по крайней мере в тех местах где массы не знают отличия между католиками, агностиками, атеистами и т.д. кто «агент Запада» в Ираке, Египте, Ливане, Сирии, Китае и т.д.(и часто подвергается гонениям, вплоть до «восстания боксёров» в Китае, направленного в своё время именно против тамошних христиан?)
Гельман, прочитайте как «разобрался с оппозицией» Моисей(они с Корахом—чем не Ельцин с Хазбулатовым? 🙂 ), как царь Иошияху создал целый специальный корпус «детективов по борьбе с идолами», и увидите что Торкемада по сути ничего нового не придумал. христиане делали и делают всё то же, что было заповедано евреям в плане «борьбы с ересями»(и мусульмане, кстати, здесь тоже ничем особо не отличаются)
Дорогой Алекс!
То, что Иисус в аду — не мое утверждение. Я привел историю, в которой это утверждается. Талмуд говорит о том же. Да и само христианство возникло за счет спекуляций на тему сошествия Иисуса в ад. Так что у евреев с христианами нет разногласий на тему, попал ли Иисус в ад. Разногласия существуют лишь на тему, вышел он оттуда или нет.
Вообще говоря, меня удивляет твоя невнимательность. Статья моя отнюдь не безапелляционна. Она призвана поднять тему — тему как раз таки безапелляционности еврейской истории, с такой легкостью забывающей «проблемные события и личности». При том, что Тора, как я уже указал на то, оставляет персонажей со знаком «минус» внутри собственного нарратива. Цель моей статьи состоит в том, чтобы приблизиться к такому уровню обращения с еврейской историей, какой мы наблюдаем в Письменной Торе, и который теряется, едва мы закрываем последнюю страницу ТаНаХа.
Остальные моменты обсуждений для меня лично — вторичны. Но если ты так настаиваешь — изволь.
Да, идейно демократия существовала уже во времена судей, и в качественных учебниках политической истории мира отсчет истории «народной демократии» ведется именно от израильских колен-племен.
Кстати, это интересное направление — рассмотреть историю возникновения монархии в Израиле именно в контексте отказа от Б-жественной воли, требовавшей от еврейского народа последовательного развития демократических институтов в противовес институтам самовластия.
Мое утверждение по поводу талмудического источника современной западной демократии — опять же, не мое утверждение. Я лишь процитировал некие исследования, в которых проводился анализ актов муниципального права как раз в период зарождения современной модели общества европеоидной культуры — когда на смену церковным установлениям пришли новые законы, регулировавшие жизнь городских общин. Исследователи находят поразительное сходство между этими новыми законами и талмудическими установлениями насчет той же сферы жизни (как, впрочем, наблюдается и поразительное — буквально, под кальку — сходство между имущественными законами Римского права и Мишны; и это также необходимо отметить в нашем дискурсе). Утверждается, что новые законодатели предпочли логику Талмуда авторитарности Церкви.
Алекс, я уехал ещё из ссср и пэтому не в курсе, как говорят, кремлёвских разборок. но точно знаю (был при этом 😉 ), что Мойше-рабейну с Корахом не разбирался методом мафиозно-кремлёвских разборок. Но на всякий случай прочёл ещё раз (спасибо за повод) главу «Kорах». Дословно:»4.И услышал Моше( о смуте Прим. моё), и пал ниц. 5.И говорил Кораху и всем сообщникам его так:»Завтра утром ИЗВЕСТИТ БОГ, КТО ЕГО И КТО СВЯТ, И ТОГО ПРИБЛИЗИТ К СЕБЕ; И КОГО ИЗБЕРЁТ ОН, ТОГО ПРИБЛИЗИТ К СЕБЕ.» » SUPER SUPREME COURT вынес своё решение и Мойше здесь нипричём.
«Торкемада по сути ничего нового не придумал». Он все-таки, да, придумал предтечу нквд/гестапо с аутодафе, пытками, убийствами.
al rishon rishon v’al achron achron.
Во-первых, отвечу на Ваш вопрос по поводу степени доверия и источниках. Если Вам не трудно, приведите, пожалуйста, список ссылок
I will get you a whole list of marei mkoimes.You should of done this job before writing an article:) not me.
по поводу Гершома Шолема и Мартина Бубера… Рамбам как-то написал (в Шмона Праким): “Принимай истину от тех, кто ее говорит”.
Since when what apikorsim are saying is emes, and how do you know it is emes???
Тора рассказывает нам и о Корахе (в каком-то смысле, его можно рассматривать как предтечу всех горе-мессий), и о Бильаме, ничуть не смущаясь того, что ее будут читать “фрумные” евреи. …
Why are you mixing boidem mit klotz???Who wrote Toire???There are plenty negative characters out there, depends WHO is saying over the story.
A book written by apikoires has no credit on anything-ask any Rov.
Во-вторых, попробую еще раз прояснить свою точку зрения. Замалчивание не решает проблем.
I do not know where you hang out, but where I did for last 25 years everybody knows and when necessary talks about it.(litvishe and chasidishe curcles)
Otkrivaesh Ameriku cherez fortochku.
Отвечу Вам с расстановкой:
1) Жду маръэй мэкоймойс (список источников) — не только обещаний (кстити, Вы же и первый начали, пообещав привести источники, я Вас первый об этом не просил);
2) Посмотрите внимательно Рамбама еще раз — ведь не о мидрашах или агадот он сказал приведенную мною фразу, а именно о книгах тех авторов, которых многие евреи могли во времена Рамбама считать эпикойресами (безбожниками);
3) см. п. 2, а также см. Райведа, по поводу смысла предстояния евреев у горы Синай — все евреи видели Всевышнего, и его Образ впечатался в души евреев. А поскольку Образ Всевышнего (Его печать) — это эмес, т.е. истина, то и в душах у евреев существует четкое ощущение истины. На свое собственное ощущение истины я и ориентируюсь. Как и Вы.
4) Историю творит тот же автор, что и Тору. Или Вы видите еще какие-нибудь другие силы в истории, кроме Всевышнего?
5) По поводу доверия к нераввинистических источникам: Чему учился рабби Мэир у Ахера? И кто дал Вам разрешение «бродить по Интернету»? Комментирование моей статьи не относится к определению «ради заработка денег». Или Вам за это платят? И, кстати, никто, кажется, не отменял обазанности «да, ма шэташив леэпикойрес» (знай, что ответить безбожнику). Для того, чтобы ответить, нужно изучить и понять.
6) И последнее: что значит «по необходимости обсуждает»? Какая у литваков и хасидов может быть «необходимость» обсуждать учения несостоявшихся мессий и прочих «теневых» евреев?
Хамить только не надо. Иначе кажется, что все 25 лет, проведенные в литовских и хасидских кругах на пользу не пошли. Я никогда не слышал от людей богобоязненных выражений типа «Открываешь Америку через форточку». Все духовные люди, с которыми я встретился на своем духовном пути, никогда не позволяли себе унижительно-пренебрежительно отзываться о других людях, и, я надеюсь, меня они этому тоже научили.
Удачи и благословения!
Цитирую Вас, Тамир! Все духовные люди, с которыми я встретился на своем духовном пути, никогда не позволяли себе унижительно-пренебрежительно отзываться о других людях, и, я надеюсь, меня они этому тоже научили.
Вы, Тамир, как и многие уважаемые авторы нашего сайта , действительно обладаете талантом уважать читателя, собеседника, оппонента. Вы убеждаете, высказываете свою точку зрения, аргументируете, задаете вопросы оппоненту. Это умение помогает Вам сохранять душевное равновесие.
Спасибо Вам.
Он все-таки, да, придумал предтечу нквд/гестапо с аутодафе, пытками, убийствами—
а иошияховские «детективы», которые ходили по домам, рубили надвое двери и смотрели, нет ли у кого идолов(и ещё считается что плохо смотрели, ибо за обратную сторону дверей не заглядывали)—это так себе..ну хорошо, не гестапо и не НКВД, так, сикуритатя..
Не так важно каким именно образом Моше «разобрался» с Корахом, важно что в результате Корах с целой семьёй перестал существовать как явление. Точнее, как факт (как явление, оппозиция до некоторой степени будет существовать среди евреев всегда, и думается это хорошо). Это скорее можно сравнить, если хотите, с разгоном Ельциным парламента России (кстати, ЕБНа порою сравнивают с Моисеем:))— причём, если понимать рассказываемое Торой не только быквально, но как некий архетип часто повторяющихся в мире ситуаций, то можно провести параллель между обоими случаями, так как и там и там одна сторона уничтожила другую «ради священого дела». в одном случае Б-г(якобы) решил, на чьей стороне правда, и «неправдивая» сторона провалилась скрозь землю. в другом, решал президент, во имя «реформ и демократии». в одном случае дело было сделано словами, в другом—танками
меня реально всегда смущал этот эпизод, ибо из него легко можно вывести идею любой травли несогласных, поиска и выкорчёвывания «пятой колонны» и т.д. Я думал евреи тем и отличаются от других народов, что у них, сиречь нас, споры решаются не битьём, и не «до победного конца»—а оказывается, мы в этом ещё похлеще иных прочих
ув. Захарья Дац, межру прочим самого Рамбама одно время считали еретиком, так что не стоит разбрасываться этим термином так легко. и не его одного: и Баал-Шем-Това, и рабби Меира(того что в Талмуде) и многих других
а иошияховские “детективы”
Источник, где написано? Вам, Алекс, верить нельзя.Вы трактуете факты сквозь призму своего виденья Я привожу или стараюсь привести источник. Мойше не интриговал и не устранял Кораха и я привёл вам отрывок в качестве доказательства, но вы всё равно стараетесь гнуть свою линию наперекор всему.Завидное упорство, но в данном случае, сравнимое с упорством осла.
2 Kings Chapter 23
16 And as Josiah turned himself, he spied the sepulchres that were there in the mount; and he sent, and took the bones out of the sepulchres, and burned them upon the altar, and defiled it, according to the word of the LORD which the man of God proclaimed, who proclaimed these things.
24 Moreover them that divined by a ghost or a familiar spirit, and the teraphim, and the idols, and all the detestable things that were spied in the land of Judah and in Jerusalem, did Josiah put away, that he might confirm the words of the law which were written in the book that Hilkiah the priest found in the house of the LORD.
к сожалению, рассказа о специальной службе «религиозных приставов», ходивших по домам израильтян и рубивших двери дабы увидеть есть ли в доме идолы, я не нашел. не всё, знаете ли, что написано в еврейский источниках(а я это читал в еврейских источниках, причём вполне солидных), выложено в интернет. пока, по крайней мере. согласен сделать нахождение и сканирование этого нарратива своим «домашним заданием»
но и из того что явствует прямо из Книги Царств. складывается интересная картина правления едва ли не самого «великого» царя Израиля. Осквернял религиозные места (да, под предлогом Б-жьей воли, но христиане евреев тоже под тем же предлогом уничтожали, как и мусульмане христиан, индуисты мусульман и т.д.); истребил и изгнал под теми же «высокими» лозунгами массу народу; устроил пышные всенародные торжества (так, между прочим, и современные «отцы наций» любят делать); а под конец, ввязался в войну кончившуюся катастрофой для него и всей страны. Вобщем, устроил такую «борьбу за мир, что камня на камне не осталось»(в том числе и буквально, ибо вскоре после его смерти был разрушен 1-й Храм).
самое близкое сравнение, которое лично мне приходит в голову— что Иошияху это наш еврейский Николай Первый. и честно скажу: его правление и идея того, что—за исключением ввязывания в войну с Египтом— было праведным, для меня является одним из труднейших к принятию идей в иудаизме.
1) Жду маръэй мэкоймойс (список источников) – не только обещаний (кстити, Вы же и первый начали, пообещав привести источники, я Вас первый об этом не просил);
Just taking a little time-this is not my life priority, 🙂
2) Посмотрите внимательно Рамбама еще раз – ведь не о мидрашах или агадот он сказал приведенную мною фразу, а именно о книгах тех авторов, которых многие евреи могли во времена Рамбама считать эпикойресами (безбожниками);
I will check it out.
3) см. п. 2, а также см. Райведа, по поводу смысла предстояния евреев у горы Синай – все евреи видели Всевышнего, и его Образ впечатался в души евреев. А поскольку Образ Всевышнего (Его печать) – это эмес, т.е. истина, то и в душах у евреев существует четкое ощущение истины. На свое собственное ощущение истины я и ориентируюсь. Как и Вы.
I hear you, but I intend to trust my Rabeim or Chazal what emes is. Every yid has emes in him, but we have too much psoiles and yetser horo to trust our feelings 100%.
4) Историю творит тот же автор, что и Тору. Или Вы видите еще какие-нибудь другие силы в истории, кроме Всевышнего?
Sure, only reboine shel oilem,b ut whoever wrights it down has a bechira. PLEASE DO NOT GET INTO YEDIA V’BECHIRA DISCUSSION-TOO LONG AND NOT FOR THESE PAGES.
5) По поводу доверия к нераввинистических источникам: Чему учился рабби Мэир у Ахера?
You have to be Reb Meir first. Why only Reb Avigdor Miller was allowed to read so-called Bris Hadosho (chasve sholem) by his Rabeim in Slobodke???
И кто дал Вам разрешение “бродить по Интернету”? Комментирование моей статьи не относится к определению “ради заработка денег”. Или Вам за это платят?
This is a personal attack-what does have it to do with my comments? I have the same heter as you do.
И, кстати, никто, кажется, не отменял обазанности “да, ма шэташив леэпикойрес” (знай, что ответить безбожнику).
This is not even a mitsva-lo sosuru stands before that. But, as a frum person i am sure you have a rov who guides you in your priorities.
6) И последнее: что значит “по необходимости обсуждает”? Какая у литваков и хасидов может быть “необходимость” обсуждать учения несостоявшихся мессий и прочих “теневых” евреев?
Sometimes it is nogea.(Why it happened, which i will still email you in a closest future.)You are right, however, not that often. So, why you are saying it is a closed topic?
Хамить только не надо. Иначе кажется, что все 25 лет, проведенные в литовских и хасидских кругах на пользу не пошли.
If it was too sharp, i am sorry-i guess starting to forget how to use «velikyi moguchyi russki yazik».
About sharp talk- i guess you never met old timers (Rosh Yeshivos, Rabonim Etc.) and spoke Yidish to them.And let me tell you-they spoke pretty sharp.
And lastly:
Sanhedrin 38b
da ma shtoshuv goes on aku»m, not on yiden.
משם הראיה?
Неужели Вы хотите привести оттуда доказательство?
Но в Гмаре — это только предположение, практически сразу отвергнутое (гава амина)! Вывод же Гмары — что любому (а в особенности — еврейскому) эпикойресу (безбожнику) таки да нужно отвечать, и нужно знать ответы. Причем, не на уровне эксперта-одиночки (рав Идис), а на уровне общенародном (как, например, рабби Меир этому открыто учил на своих занятиях…)