“Почему я так плохо себя чувствую?” — спрашивал себя один американский врач, который пристрастился к пиву, — пишет известный специалист по борьбе с алкоголизмом, психиатр рав Авраам Тверский в своей книге «Addictive Thinking». — Этот опытный врач не пришел к выводу, что виной его плохого самочувствия является алкоголь, а решил, что потребляет слишком много жидкости. Вместо пива он начал пить вино, а когда почувствовал себя еще хуже, перешел на водку…»
Почему все попытки близких объяснить алкоголику, что его жизнь в опасности, как правило, безуспешны? Он не слышит, потому что не хочет слышать! Желание пить оказывается сильнее всех доводов разума. Алкоголик постоянно обманывает — и не только всех вокруг, но и, прежде всего, самого себя. Трагедия в том, что разум играет с ним злую шутку, убеждая его верить собственной лжи. Подспудное желание пить не только ослепляет его, но и манипулирует его интеллектом. И чем умнее человек, тем в большей степени он может попасть в ловушку разума, ставшего слепым орудием его желаний. «Я пью потому, что меня бросили жена и друзья, я потерял работу, и у меня нет денег, — убеждает он всех вокруг и себя самого. — Дайте мне деньги, и мне не нужно будет пить!» Но стоит ему получить деньги, как он их тут же пропьет.
Алкоголик должен посмотреть правде в глаза и признать, что виной всех его бед является алкоголь. Но как это сделать, когда его собственные глаза отказываются видеть правду?
Лишь столкнувшись с реальностью, испытав боль, он способен на короткое время увидеть, что потерял контроль над собой и нуждается в профессиональной помощи…
Впрочем, подспудные желания ослепляют на только алкоголиков, но, в той или иной степени, каждого из нас, пишет рав Тверский. Нам следует анализировать причины своих поступков, отделяя действительные от декларируемых.
Однажды рав Йосеф Зисл Горовиц, глава иешивы «Новардок», задумался, должен ли он навестить одного человека, рассказывается в книге «Хаим шейеш баем…». Понимая, что на процесс принятия решения могут оказать влияние любые подспудные чувства, даже лень, рав Горовиц решил надеть пальто, выйти на улицу и принять решение недалеко от дома этого человека. Его ученик, рав Исар Залман Мельцер, рассказывал моему учителю раву Миру Ходошу, что, когда его просили дать рекомендательное письмо, он сначала писал и лишь потом решал, достоин ли проситель этого письма…
Восстав против Моисея, Корах убеждал всех, что Моисей несправедливо наделяет властью своих родственников, забывая о том, что «все евреи святы». Корах говорил обо всех, но думал только о себе. «Он позавидовал Элицафану, которого Моисей по слову Всевышнего назначил главой семейства Кегата», — объясняет Раши.
«Корах был так умен, что толкнуло его на такое безумие? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Его подвел глаз: он увидел среди своих потомков пророка Шмуэля».
Обладая пророческим даром, Корах увидел своих великих потомков и слишком много возомнил о себе. Одолеваемый гордыней, Корах поднял восстание против Моисея и погиб. Так развитый ум, пророческий дар и ораторское искусство сыграли с Корахом злую шутку…
Корах начал свой бунт с того, что «собрал двести пятьдесят судей народа… надел на них талит из техелес (синей шерсти) и начал высмеивать Моисея и заповедь цицит.
Однако заповедь цицит была дана народу перед бунтом Кораха, для того чтобы спасти его от гибели. Тора указывает «смотреть на цицит, вспоминать все заповеди Всевышнего и исполнять их, и не следовать блудно сердцу и глазам вашим…» (Шмот, 15:37–41).
То, что мы видим, оказывает влияние на наши души и поступки, как сказано: «…смотрите, вспоминайте и исполняйте». Почему же затем Тора указывает в обратном порядке: «…не следуйте сердцу и глазам вашим»? Для того чтобы мы помнили, что наше сердце, наши желания окрашивают видимую нами картину реальности. Осознание того, что человек не всегда объективно оценивает реальность, может стать первым шагом на пути обретения гармонии с этой реальностью.