Люблю подмечать странности. Мне кажется, человек, перед которым жизнь разворачивается гладко и «логично», просто в нее не всматривается. Скользит по поверхности событий.
В этой главе мне бросились в глаза сразу две нелогичности. Б-г повелевает Моше: «…пусть свечи освещают менору». Не Храм, не мир, а только свой светильник. Поскольку, согласно комментарию Тура: «Я не нуждаюсь в свете». А что, иначе бы мы предположили, что Создателю нужны лампочки?! Или первосвященник Аарон, на которого возжигание меноры возложено, возомнит, что он освещает мир для Б-га?!
Вторая странность: Творец дал новый праздник, Второй Песах, когда несколько евреев пожаловались, что они нечисты и потому не могут принести пасхальную жертву. Ладно, вот вам второй шанс, месяцем позже! Кто был нечист или в дороге — празднуйте свой Песах отдельно.
Тур дает лишь краткую сноску: гематрия слов «люди, которые были нечисты из-за души человеческой» (трупной нечистотой) равна гематрии «это те, кто носил гроб Йосифа». А если бы они не спросили — праздника не было бы? Видимо, да — ведь те, кто его «выпросил», были именно «в дороге и нечисты». Не слишком ли Создатель разбрасывается святыми днями? Не чересчур ли малые, случайные события становятся их причиной?
Но это еще цветочки! Скоро праздник Шавуот, день Дарования Торы. Поведаю вам, ссылаясь на рава Шифербауэра, об одном грубейшем ляпсусе. Мы говорим шестого Сивана: «Это день дарования нашей Торы» — а дал-то ее Творец назавтра, седьмого Сивана! Моше выцыганил у Него еще денек на подготовку. Поскольку и народ был готов к шестому числу, и Б-г хотел вручить нам Тору именно тогда — можно как-то объяснить, что в следующие годы мы празднуем шестого Сивана. Но зачем же говорить неправду в молитве? Напиши: «Это день перед Дарованием» — и все тип-топ!
Как вы понимаете, собран этот букетик «нелепостей» неслучайно. Первосвященник действительно в некотором роде «освещает мир для Б-га». А в рассказе о «нечистых, празднующих Второй Песах», главные слова — «нечисты из-за души человека». Те, кто воздал долг уважения Йосифу, мудрецу и праведнику, «душе народа», вполне достойны, чтобы ради них появился новый праздничный день. И Тору мы таки да, приняли за день до Дарования Торы, шестого Сивана. Хотя мир замер, громы, молнии и облако великое сошли на гору Синай назавтра, седьмого. Дело в том, что настоящим принятием Торы был не наш разговор с Б-гом — а согласие подчиниться решению духовного лидера. Несмотря на все наше нетерпение!
Моше сказал: «Завтра», — и народ «как одно сердце» соглашается потерпеть. Чтобы вы поняли, насколько это трудно, приведем слова Талмуда. Когда стремление служить идолам еще было у людей во всей силе, оно «превышало стремление влюбленного жениха к невесте в первую брачную ночь». А тут не идол — сам абсолютный Б-г дарит тебе Свое драгоценнейшее сокровище! Но Учитель решил — и весь народ ждет.
Легко примиряться с книжным учением. Книга есть не просит, понимай, как соизволишь. Намного труднее — слушать его живых носителей, мудрецов.
Но настоящая Тора — это не книга. Это живая Традиция, отчасти меняющая свое лицо от поколения к поколению. Тора — это «ораа», указатель пути. Вы не пробовали плыть по морю (жизни), имея в рюкзаке один ба-а-альшой глобус?
Только истинные знатоки, постигающие духовную науку не как ученую абстракцию, но всем своим существом, живущие по ней, могут определить, где границы изменений. Каким «стилем» сегодня плыть. Когда «модернизации» — веление времени, новый срез мира, иначе сейчас к нам Б-гом повернутого, а когда это утрата смысла и стержня Б-жественного Учения.
Б-г хочет, чтобы Аарон освещал Его огнем свой светильник. От этого светильника зажгутся свечи всего народа. Всего человечества. Б-г отпразднует вместе с нами, если мы уважаем мудрецов. Даже умерших. Живых — тем более.
Нелегко нынче, когда в мире модно осмеивать лидеров и «перемывать им кости», принять Тору. Впрочем, у евреев есть защита. Сказано в Книге: «По обычаям народов (не уважающих своих вождей и учителей) не ходи!»
1 комментарий к “Вкус завтрашнего обеда”
Обсуждение закрыто.
«По обычаям народов (не уважающих своих вождей и учителей) не ходи!»
а ещё в той же книге сказано, каким должен быть еврейский царь, какие у него условия «контракта» с народом, и показано как иные смелые и очень достойные люди, например пророки, могли этим царям «перемывать косточки». да что там царя: у засидов лет 200 назад был обычай (может, и сейчас кое-где сохранился) «вызывать Вс-вышнего на суд». так что уважение уважением, но «обратная связь»—тоже вполне еврейская идея.а то без неё, даже самые великие люди могут потерять чувство реальности, как Давид в случае с Батшевой, Соломон со всеми своими шестьюста батшевами, или Бар-Кохба, на ровном месте начавший отрубать указательные пальцы еврейским воинам, дабы проверить их на мужество. или запретить евреям учить философию, как пытался Виленский Гаон