НА ПИКЕ ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ

Одному из когорты самых знаменитых, музыкальному директору Нью-Йоркской филармонии Лорину Маазелю исполняется 75 лет.

Свои заметки о нем хочу, как ни странно, начать с анекдота, потому что шутки, остроты занимают важное место в повседневной работе замечательного музыканта.

Посмотрите хотя бы видеозаписи Новогодних (1996 и 2005 гг.) Штраусовских концертов из Вены. Сколько юмора у дирижера, сколько зажигательного смеха в зале, сколько счастливых улыбок от соприкосновения с настоящим искусством.

Итак, анекдот по теме. Один дирижер в течение 25 лет перед каждым концертом вытаскивал из-за пульта записку, читал ее и начинал концерт. Однажды «первая скрипка» решил посмотреть, что же в записке. Тихонько достал ее из кармана у дирижера и прочитал: «Скрипки – слева, виолончели – справа».

Дирижер! Об этой профессии много лет спорят профессионалы и любители. Послушаем профессионала – Арнольда Каца: «Римский-Корсаков в свое время сказал, что это темная профессия. Она остается темной по сей день. Потому что у нее два лица. Первое – в общении с музыкантами: умение найти с ними общий язык и научить их играть в ансамбле. Это невероятно трудно, потому что каждый артист оркестра втайне считает себя ущемленным. Ну а дирижер, как говорят оркестранты, – наездник, и не каждому наезднику эта лошадь подчиняется. Второе – дирижер не только человек и педагог: он артист. Настоящее творчество начинается вечером. Вечером должен возникнуть некий магнетизм, какой-то своеобразный гипноз. Музыканты увлекаются и начинают творить в рамках того, что им говорили и чем они занимались во время репетиций».

Пойдите на концерт Л. Маазеля и обратите внимание на его умение двигать руками, лицом, фигурой, глазами – руководить массой музыкантов. Лорин Маазель обладает силой воли, умеет подчинять своей музыке оркестр. Я не оговорился. У дирижера есть дар вселять в музыкантов ощущение, что исполняемую музыку сочинил он сам, здесь, перед ними.

Лорин Маазель родился 6 марта 1930 г. в Париже. Его родителями были американцы, которые сразу после рождения ребенка вернулись в США. Природа наделила его и талантом, и трудолюбием. С пяти лет он брал уроки скрипки. Он с детства мыслил себя дирижером. Это был только вопрос времени – научиться. Лорин дирижировал каждый день. Его учителем стал Владимир Бакалейников, заслуженный артист республики. Это звание профессор успел получить в России в 1924 году. В США он эмигрировал в 1927 г. У Лорина Маазеля был ранний дирижерский дебют – в восемь лет. Он состоялся в 1939 году в Нью-Йорке и вызвал восхищение слушателей и присутствовавшего на концерте мэра Фиорелло Ла-Гвардиа. В том же году в Лос-Анджелесе легендарный дирижер Леопольд Стоковский предложил Л. Маазелю выступить с ним в одном концерте. Молодой музыкант сразу оказался в фокусе американской прессы. Его приглашает для выступления не менее знаменитый Артуро Тосканини, и 11-летний Лорин поражает музыкантов оркестра NBC своим профессионализмом.

В 1942 г. происходит еще одно знаменательное событие – дирижерский дебют 12-летнего музыканта с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Сотрудничество с этим оркестром продолжается более 60 лет.

В 1944 г. состоялся дебют ныне знаменитого, а тогда 15-летнего пианиста Байрона Джайниса с Питсбургским симфоническим оркестром. Дирижировал 13-летний Лорин Маазель. Исполнялся Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Публика приняла молодых музыкантов восторженно.

Поражает разносторонность интересов Маазеля-юноши.

Ему 15 лет, а он возглавляет основанный им струнный квартет.

Ему 16 лет. Он поступает в Питсбургский университет, где изучает языки, математику, философию, получает разностороннее образование, расширяет свой кругозор. Учеба в университете не мешает его параллельной работе скрипачом и дирижером в Питсбургском симфоническом оркестре.

В 1951 году Лорину Маазелю присуждают стипендию для поездки в Италию. В этой стране, в 1953 году состоялся европейский дирижерский дебют Маазеля. С этого времени очень быстро начала подниматься его звезда на музыкальном горизонте. Успех сразу поднял его чрезвычайно высоко.

60-е годы. Лорин Маазель становится главным дирижером Немецкой оперы и возглавляет оркестр Радио в Западном Берлине. Солисты-инструменталисты получают огромное удовольствие от работы с ним. Великий пианист ХХ века Святослав Рихтер записывает в дневнике: «Много было работы с таким прекрасным музыкантом, как Маазель». Рихтер, загруженный собственными выступлениями, находил время, чтобы послушать музыку в интерпретации Л. Маазеля. Пианист дарит дирижеру свои пастели, которые стали предметом его гордости. (Напомню нашим молодым читателям, что пастель – это рисунок, выполненный мягкими цветными карандашами.)

Фестиваль во французском городке Туре, организованный Рихтером, был выдающимся событием культурной жизни Европы. Плодотворно сотрудничали на этом фестивале Рихтер и Маазель. Филофонисты всех стран стараются иметь в своем собрании записанный на этом фестивале Девятый концерт В. Моцарта для фортепиано с оркестром. В Париже Рихтер исполняет Концерт для левой руки М. Равеля под управлением Маазеля. Явно неудовлетворенный, он просит Маазеля сыграть его тут же повторно. Публика в восхищении, зал взрывается громом аплодисментов. Маазель и Рихтер записывают несколько отличных пластинок с лучшими европейскими оркестрами.

70-е годы. Маазель возглавляет и в течение десяти лет работает с одним из лучших коллективов Америки – Кливлендским симфоническим оркестром.

80-е годы. Лорин Маазель руководит Венской оперой, а позже Питсбургским симфоническим оркестром.

90-е годы. Л. Маазель – Музыкальный директор Баварского радио.

К 3000-летию Иерусалима польскому композитору К. Пендерецкому столица еврейского государства заказала ораторию «Семь врат Иерусалима» на тексты псалмов царя Давида. В первом исполнении этого произведения в январе 1997 года участвовали около 300 человек. Иерусалимский симфонический оркестр, оркестр Баварского радио и три хора. Дирижировал Лорин Маазель. Выбор коллективов носил символический характер – впервые Иерусалимский оркестр выступал вместе с немецкими музыкантами. Премьера состоялась в Конгресс-холле Иерусалима, в многотысячном зале. Сама идея оратории предполагала очень большой хор – в 200 человек: иначе терялся смысл. А при таком большом хоре должен был быть огромный оркестр. Лорин Маазель блестяще справился с труднейшей задачей. Исполнение оратории получило высочайшую оценку в мировой прессе.

В 2002 году Л. Маазель возглавил оркестр Нью-Йоркской филармонии. Под его руководством оркестр стал более артистичным, заиграл по-настоящему ярко, с энтузиазмом и увлечением.

Лорин Маазель встречает свой юбилей на пике творческих свершений. Он владеет обширным симфоническим и музыкально-сценическим репертуаром. Музыкант живет интересной жизнью в искусстве. Им дано свыше 5000 оперных спектаклей и концертов. На юбилейном концерте 1 марта будут исполнены произведения Маазеля – композитора. Он талантлив во всем.

В сентябре 2005 года Лорин Маазель в четвертый раз откроет сезон на посту Музыкального директора и Главного дирижера Нью-Йоркской филармонии. С Евгением Кисиным он исполнит Пятый фортепианный концерт Л. Бетховена.

«Если на улице вы увидите человека, машущего руками, – это не обязательно сумасшедший. Скорее всего – дирижер, – считает дирижер Владимир Альтшулер. – У него в голове звучала какая-то мелодия, и автоматически начали двигаться руки».

Любители музыки часто встречают на улицах Манхэттена стройного, подтянутого, элегантного Лорина Маазеля. Он вежливо отвечает на приветствия незнакомых людей.

Сегодня читатели нашей газеты говорят: «Happy Birthday, maestro Lorin Maazel».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “НА ПИКЕ ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ

  1. Спасибо за интересный и подробный материал, но интересно было бы также узнать, каковы музыкальные предпочтения маэстро, из произведений каких авторов в основном строит он свой репертуар, а что, наоборот, игнорирует.

Обсуждение закрыто.