АБСОРБЦИЯ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ

«И сказал Йосеф братьям своим, и дому отца своего: «Взойду, и

сообщу фараону, и скажу ему: «Братья мои и дом отца моего…

пришли ко мне». … И будет, если позовёт вас фараон и скажет:

«Какие занятия ваши?» – то скажите: «Скотоводами были рабы твои…», – дабы вы остались жить в стране Гошен, ибо отвращение для египтян всякий пастух овец» (Берешит, 46:31, 33–34).

«И сказали фараону: «Пожить в стране этой пришли мы, потому что нет пастбищ овцам, что у рабов твоих, потому что тяжёл голод в стране Кнаан…». И сказал фараон Йосефу так: «Отец твой и братья твои пришли к тебе…» (Берешит, 47:4 –5).

Это же явное противоречие, очевидная нестыковка: Йосеф говорит и братьям, и фараону, что они пришли к нему, Йосефу, это же подтверждает фараон, а братья мотивируют свой приход тяготами голодного года в прежнем месте.

Однако, как объясняет в своих лекциях рав Матиас Вайнберг, это противоречие – кажущееся. На деле же Тора ставит очень важный вопрос о двух подходах к галуту (изгнанию). Один представляют братья Йосефа. Он в том, чтобы переждать галут, подальше уйти от египетского распутного, грязного, развратного и развращающего общества. Другой – подход Йосефа, считающего, что нужно вести себя активно, не абсорбироваться в Египте, а абсорбировать Египет.

Какой из этих подходов верней? Скажем только, что у каждого есть свои достоинства, но и каждый опасен подводными камнями. Абсорбируя Египет, то есть постоянно находясь в тесном взаимодействии с нееврейским обществом и его ценностями, можно незаметно для себя свыкнуться с ними, срастись с ними, обрести его качества. Но и всё время жить в гетто – тоже не выход. Люди зададут вопрос, чего ради они отгородились от мира. И если не буден дан ответ, то это тоже вызовет ассимиляцию. История последних двух столетий полна подобных примеров. Вспомните, куда вырвались из черты оседлости российские евреи, сколько меньшевиков и комиссаров вышло из местечек. Вспомните, как поспешили расстаться с еврейским прошлым выдающиеся российские художники и поэты.

Он и сегодня для нас вопрос вопросов: Как интегрировать красоту, которая есть в мире, и при этом не интегрироваться в тех обществах, откуда мы вышли? Для его решения нам нужно понять самих себя. Когда мы не знаем, где своё, а где чужое, невозможно стать евреем.

Своим же для евреев, основной мировоззренческой установкой всегда, начиная с Авраhама-авину, был этический монотеизм. Весь окружающий мир рассматривается нами сквозь его призму.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Ефим Свирский

Все публикации этого автора