НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ «РЕЭ»

637_41_01

«… И дал тебе милосердие» (Дварим, 13:18).

Талмуд говорит, что этот стих показывает, что одно из основных качеств еврейского народа — милосердие (Йевамот). Основой сострадания является способность представить себя на месте другого, в его ситуации. Это делает человека чувствительным к страданию других (Эли Шур).

«Отделяйте десятину…» (Дварим, 14:22).

Талмуд комментирует этот стих (Таанит): «Отделяй десятину, чтобы ты стал богатым». Рав Шимон Шкоп писал, что мы должны осознать, что одна из главных целей человека на земле — помогать другим. Если Б-г видит, что человек отделяет десятину от всех своих доходов и распределяет эти деньги среди нуждающихся и направляет их только на высокие цели, то Ему ясно, что этот человек — достойный хранитель, и Он сделает его богатым.

То же касается знания Торы. Талмуд (Макот), говорит, что человек может большему научиться у своих учеников, чем у учителей или коллег.

Рабби Моше Файнштейн сказал об учении: «Нет сомнений, что, прежде всего человек обязан изучать Тору сам (Йоре деа). Но подобным образом он должен тратить десятую часть своего времени на обучение других, приближая их к Торе.

«Если будет среди тебя человек в нужде, один из братьев твоих, в одних из ворот твоих, в земле твоей, которую дает тебе Г-сподь, Б-г твой, не сжимай сердце твое и не закрывай руку твою для брата твоего в нужде» (Дварим, 15:7).

Если вы можете помочь бедному и отказываетесь это сделать, вы нарушаете эту заповедь (Хинух).

Мудрецы называют благотворительность словом «цдака», что буквально означает «справедливость» или «праведность». Тора рассматривает благотворительность, помощь нуждающимся как обязанность каждого, как элементарную справедливость. Если все, что у нас есть, дано нам Б-гом, какое же мы имеем право не уделить часть от этого другим людям, если Тот, Кто нам все это дал, требует этого от нас.) (Яд hактана, hилхот деот).

Рамбам (hилхот матнот аниим) перечисляет восемь уровней благотворительности:

Высший уровень благотворительности — сделать человеку подарок, одолжить деньги, взять его в дело партнером или найти ему работу прежде, чем он обратится за милостыней.

Второй уровень — давать человеку деньги таким образом, чтобы ни дающий, ни принимающий помощь не узнали друг друга. В Храме, Бейт hамикдаше, была особая комната, куда праведные клали деньги, а бедные их брали оттуда. Сегодня можно поступать подобным образом, жертвуя деньги в благотворительный фонд. Но прежде нужно выяснить, что тот, кто распределяет деньги, человек мудрый и праведный.

Третий уровень — когда дающий знает, кому дает, но тот, кто получает деньги, не знает, от кого они. Так поступали мудрецы, оставляя деньги в домах бедных. Это хороший способ, если вы знаете фонд и порядочность распорядителя.

Четвертый уровень — когда тот, кто получает помощь, знает, от кого она, но тот, кто дает, об этом не знает. Так поступали мудрецы, когда клали деньги в кошелек за плечами, и кто хотел, мог подойти и незаметно взять их, не испытывая смущения.

Пятый уровень — когда дают деньги прежде, чем об этом попросят.

Шестой уровень — когда дают деньги после того, как попросят.

Седьмой уровень — когда человек дает меньше, чем должен, но делает это с приятной улыбкой.

Восьмой уровень — когда человек дает, но неохотно. Шах (Йоре деа) пишет, что здесь речь идет о человеке, который внутренне не рад давать, но внешне этого не показывает. Если же человек явно демонстрирует свое нежелание давать, то теряет всю заслугу благотворительности (Йоре деа), и такая милостыня вообще не считается благотворительностью.

Ниже перечислены основные законы, имеющие отношение к этой заповеди:

1. Никогда не обеднеет дающий цдаку и не потерпит от этого никакого ущерба (Йоре деа).

2. Даже бедный, который живет на цдаку, обязан давать цдаку (Йоре деа). Но эта обязанность относится только к тому, кто уже обеспечил свои нужды (Шах).

3. Вы обязаны давать десятую часть дохода на благотворительность. Достойно похвалы давать пятую часть (Йоре деа).

4. Если человек просит у вас денег (или о другом одолжении), и вы не можете ему помочь, не говорите с ним повышенным тоном, не говорите с ним грубо. Покажите ему, что вы хотите помочь, просто не можете это сделать в данный момент. И все-таки постарайтесь дать хоть совсем немного (там же).

5. Велико воздаяние тем, кто побуждает других давать цдаку (Йоре деа).

6. Распределители фондов, которые располагают средствами, должны в первую очередь обеспечить бедных невест, а потом уже раздавать деньги другим бедным людям (Йоре деа; Хохмат адам).

7. Есть древний обычай давать милостыню, когда читают поминальные молитвы (Изкор и Кэль малэ рахамим). Милосердие дающего засчитывается в заслугу душам его умерших родственников (Рамо, Йоре деа, ссылаясь на Рокеах).

8. Прежде чем одевать нуждающихся, следует накормить голодного (там же).

9. Если приходит незнакомец и говорит: «Пожалуйста, дай мне еды», не следует проверять, честен он или нет, мы должны сразу дать ему поесть. Но если человек говорит: «Дай мне, пожалуйста, одежду», — следует проверить, действительно ли он нуждается.

10. Выкупать находящихся в заключении мы обязаны прежде всего. Даже если уже собраны деньги на какую-то иную благотворительную цель, их можно потратить на выкуп узника.

11. Если нуждающийся не хочет принимать цдаку, следует все же дать ее, предоставив деньги как подарок или ссуду (Йоре деа).

12. Человек должен по мере сил обходиться без принятия благотворительности, однако если он не может без нее существовать, например, если он стар или болен, тогда его отказ принимать помощь расценивается как отказ от жизни. Но если человек не хочет принимать благотворительность и очень страдает из-за этого, но может прожить, то будет за это вознагражден (Йоре деа).

13. Если вы не можете изучать Тору без поддержки других, то стоит принять эту поддержку (Хофец Хаим, Биур Налаха).

14. Если вы говорите, что дадите некую сумму на благотворительность, ваше обещание имеет силу клятвы, и вы обязаны сразу дать эти деньги (Йоре деа).

15. Предпочтительно не давать обещания, что вы пожертвуете на благотворительность, а вдруг вы не сможете его исполнить. Если вы говорите, что дадите деньги, прибавьте к этому слова «бли недер» (без обета) (Йоре деа). Благодаря этому ваши слова означают лишь намерение.

16. Если сборщика пожертвований ругают или проклинают, он не должен расстраиваться, это только увеличивает его заслугу

(Йоре деа).

17. Вы должны быть внимательны, чтобы, давая милостыню, не обидеть бедных (Орех мейшарим).

18. Еврею следует давать милостыню и нищим неевреям (Йоре деа).

Из книги рава Зелига Плискина «Если хочешь жить достойно»

Перевод Гедальи Спинаделя

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Рав Зелиг Плискин

Автор Рав Зелиг Плискин

Израиль
Все публикации этого автора