Реабилитационный Центр в Бат Яме имени Бориса Березовского. Военный госпиталь в Ришон Ле Ционе имени Романа Абрамовича. Детский лечебный комплекс в Петах Тикве имени Михаила Ходорковского. Новый микрорайон в Раанане имени Виктора Вексельберга…
Представляю себе недоумение читателей: что за бред, откуда появились эти названия? Вы абсолютно правы. Ни на одной туристической карте, ни в одном справочнике и путеводителе вы их не найдете. Потому что их и в помине нет. А все написанное выше — фантазия автора. Возможно, даже несбыточная фантазия. Хотя…
А почему бы, собственно, не представить себе такую идиллию: в один прекрасный день (или ночь) известным бизнесменам, которых сейчас обзывают не иначе как олигархами, вкладывая в это понятие самый что ни есть негативный смысл, не стукнет в голову мысль о том, что пора и о памяти позаботиться, и о душе подумать. Потому что канет в Лету имя владельца прибыльного «Логоваза», в памяти болельщиков «Челси» сотрется имя его владельца; в биографии нефтяного гиганта «ЮКОСа» забудется его первый хозяин; уйдет в небытие и шумиха, связанная с покупкой чудодейственных яиц Фаберже, нашпигованных червонным златом и уникальными драгоценностями. Останутся на века лишь добрые дела и память о них. Конечно, если дела и память прочны и глубоки, искренни и надежны, если благородные поступки свершались не в виде откупа за грехи, не в виде задабривания властей с явным намеком на снисхождение в случае непредвиденных обстоятельств, а как сердечный дар людям.
Речь пойдет о тех, для которых бескорыстие, помощь, а в целом — благотворительность — высшая цель жизни. Мы их называем филантропами и меценатами. Сейчас к ним относятся терпимо, а иногда даже с уважением. Правда, не ко всем. (Об этом ниже.) А еще недавно эти понятия были синонимами чуть ли не врагов народа. Вот и словарь С. И. Ожегова определяет филантропию, как «буржуазную благотворительность», а мецената как «богатого покровителя наук и искусств в буржуазно-дворянском обществе». (Мне все же кажется, что Сергея Ивановича Ожегова подкорректировали новоявленные цензоры: словарь вышел в 1934 г., а автор умер в 1954 г.) Но как бы ни изощрялись официальные власти, а в народе филантропов и меценатов уважали, ими гордились. Достаточно вспомнить лишь знаменитую «Третьяковку», слава о которой давно перешагнула пределы России.
Память, однако, избирательна: не все она приемлет, не всем предоставляет место в своих извилинах. Разумеется, я говорю о тех, кто берет на себя смелость определять, кого надо хранить и помнить, а кого предать забвению. Приведу лишь один пример, по-моему, достаточно красноречивый. Предпошлю его двустрочным вступлением: в России и для России евреи сделали не меньше, чем другие народы, населяющие ее. Но вот Третьякова, Морозова, Мамонтова помнят. И это хорошо. А спросите даже знатоков российской истории, что они знают о поистине выдающихся меценатах братьях Поляковых — Якове, Самуиле и Лазаре. И вы вряд ли услышите вразумительный ответ. Так вот, братья Поляковы строили в России железные дороги и банки, культурно-просветительные, медицинские и богоугодные заведения, железнодорожные и горные училища (в Ельце и Корсуни), лицей цесаревича Николая, училище барона Дельвига, музей изобразительных искусств им. Пушкина… Кто об этом помнит? Нет их имен ни в новых, ни в старых учебниках истории, не упоминают их и экскурсоводы…
Что и говорить, не всегда усыпана розами, каверзна и бугриста дорога в добродетели, на ней больше шипов и колдобин. Эти трудности во сто крат усиливаются, если в пути встречаются горе-советчики, которые норовят какую-нибудь пакость сотворить. Имею в виду нашумевшие в свое время (1998 г.) статьи писателя Эдуарда Тополя – «Б-же, пошли России Рональда Рейгана» и «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!». Там есть немало верных мыслей, и все же, главный лейтмотив — об ответственности олигархов за беспредел в России — меня не только коробит, но и вызывает отвращение». «Я издал пятнадцать романов, — писал он, — а прославился одним письмом Березовскому… и другим евреям-олигархам». Не дай Б-г так прославиться! Что же предлагал автор 15 изданных романов? «Олигархи должны помнить, — наставлял он, — о своей тройной ответственности — и перед Россией, и перед своим народом, и перец Б-гом, наградившим их богатством». Слово «своим» Э. Тополь выделил сам. Видимо, для того, чтобы не спутать с другим. О каких олигархах идет речь? Автор обозначил их такой аббревиатурой: Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский, т. е. определенной национальной направленности. Он предлагает им «скинуться по миллиарду или даже по два» и помочь России в ее «кровавом переходе… к цивилизации». А как же остальные олигархи? 3ачем обижать В. Потанина и М. Прохорова, В. Брынцалова и Р.Сафина, Р.Вяхирева и В. Довганя и еще многих других? В моем списке их более 50. Они разве не в ответе за беды России?
Но главные перлы, пожалуй, впереди. Вчитайтесь повнимательнее: «Помогите им (т. е. россиянам — П. Е.) они сегодня в ужасной беде! Воздайте им… за ту русскую землю, которую они нам дали! За их леса, реки, воздух». А далее следует такой феномен: «Дa, они нас тут били, и грабили, и притесняли, и насиловали, И в правах урезали, и топорами рубили…
Но ведь не вырезали всех поголовно в погромах (а могли).
Не переселили в Биробиджан (а могли).
И не вышвырнули всех, как поляки.
И не выжгли дотла, как немцы».
Не знаю, как вас, меня в дрожь бросило от этих писательских откровений. Вот уж поистине нет предела цинизму и полету больной фантазии. Оставим в покое Тополя. Я думаю, что сейчас он глубоко сожалеет о тех «новациях», с которыми поделился с читателями. Время показало, что афера, а именно так ее можно оценить, не прошла. И слава Б-гу!
Те, кто были в Израиле, непременно слышали имена, которые у всех на слуху: я имею в виду известного английского государственного и общественного деятеля Моисея Монтефиоре и целую династию банкиров Ротшильдов: Мейера Амшеля Ротшильда — основателя Дома. Амшера Мейера Ротшильда, Соломона Ротшильда, лорда Натана Мейepa Ротшильда, Лионель Натана де Ротшильда, сэра Натана Мейера, Энтони Густова Ротшильда, Карла Ротшильда, Джеймса Ротшильда, барона Алаина Ротшильда, барона Эли Роберта Ротшильда… Они жили в Германии, Австрии, Англии, Италии, Франции. Благодаря незаурядному уму и уникальной работоспособности сколотили солидный капитал. И так уж повелось из рода в род: вкладывать капиталы в Палестину.
Они покупали землю и передавали ее евреям, безвозмездно строили дома и целые районы, школы, банки.
Ореолом бескорыстия, мужества и человеколюбия обрамлено и имя Моисея Монтефиоре. За более чем 100-летнюю жизнь (1784-1885) он обессмертил себя добрыми делами: родился в Италии, жил в Англии, а вложения делал в Палестине. Его очень интересовала Россия, где он намеревался развернуть благотворительную деятельность. Прибыл он сюда с рекомендательным письмом королевы Виктории, был принят царем Николаем I; объездил Россию и Польшу, написал царю обширное письмо, в котором весьма откровенно высказал свое негодование по поводу притеснения евреев. А навеки остался в Палестине. Память о нем материализовалась в виде построенных колледжей и синагог, целых жилых кварталов и больниц. Мне рассказывали, что во многих еврейских семьях и поныне хранятся на видном месте его портреты. Время не властно над легендарной памятью.
Может быть, нынешним филантропам стоит взять себе в пример своих коллег-первопроходцев, которые, разобравшись в ситуации, вложили свои сбережения в самый эффективный бизнес — бизнес Памяти на Святой Земле. Вспомним слова известного исследователя еврейской истории Юлия Гессена: «Наше прошлое печальное и отрадное — это великий учитель, который нас учит жить, страдать и надеяться; оно учит нас ценить духовное достояние, наследие наших предков, и не менять его на призрачные житейские блага».
Очень хочется верить, что здравый смысл возобладает и появятся в Израиле и новые реабилитационные центры, и детские лечебные комплексы, и новые микрорайоны, сады и парки, госпитали, институты и лаборатории, носящие имена российских филантропов. И не только российских.