Говорит еврейская мудрость, что человеческие недостатки включены в три основные группы: гнев (на иврите — кина), гордыня (гайва) и страсти (тайва).
Наши еврейские ресурсы — многофункциональны. Говорит Гаон из Вильно, что изучение галахи (еврейского закона) позволяет победить гнев. А изучение агады (притч и метафорических рассказов) позволяет потушить огонь страсти. Давайте постараемся определить, каковы механизмы влияния изучения наших текстов на наши недостатки.
Когда человек гневается, этим он показывает, что ситуация не соответствует его личному желанию или взгляду на мир. Говорят мудрецы, что гневающийся как будто видит себя Б-гом (центром мира) и гнев — это выражение недовольства, что человеку (как хозяину) противоречат.
Когда мы начинаем углубляться в изучение еврейского закона, мы одновременно осознаем, что за этим законом стоит его Автор, Творец мира — Вс-вышний, подлинный Хозяин. И мы постепенно сдвигаем «центр» внимания от себя к Вс-вышнему, от личного интереса — к интересу Царя Царей. Это приводит к тому, что гнев гаснет.
Очень интересно разобрать влияние изучения агады. Агада содержит глубочайшие философские концепции, которые обнаруживаются, когда мы погружаемся вглубь текста агады. Язык символов и метафор, мистические ассоциации и психологические связи — все это скрыто под поверхностью агады, подобно айсбергу, у которого над водой виднеется только 1/10 часть, а остальные 9/10 находятся под водой и нам не видны.
А теперь сопоставим страсть и изучение агады. Страсть — следствие поверхностного восприятия мира. Говорят мудрецы: «Глаза видят — сердце желает». Что вижу, то и хочу. Сказано в молитве «Шма»: «Не ходи за глазами своими и за сердцем своим». Обычному человеку очень тяжело устоять против этой цепочки. Кстати, поэтому у нас в синагогах разделяют мужское и женское отделения. Когда мужчина видит женщину, это может включить в нем такие страсти, что для молитвы уже не останется места в сознании.
Чем отличается чтение молитвы от изучения агады? Во время молитвы у нас нет возможности глубинного анализа текста молитвы, мы читаем его на уровне «пшата», т. е. на уровне простого смысла, так как молитва в синагоге требует успевать по времени за ведущим. И при столкновении поверхностного чтения текста молитвы и поверхностного взгляда на женщин страсти побеждают.
Изучение агады абсолютно меняет направление нашего взаимодействия с текстом и миром. Мы не «скользим» по поверхности, а погружаемся вглубь тайн мироздания. И эта смена вектора разрушает силу страсти, которая настроена на поверхностный взгляд на мир. Агада отрывает наше сознание от влияния глаз и от тайвы.
Используя эту идею, мы можем предложить патент против переедания за столом. Человек очень часто во время приема пищи не может остановиться, потому что у него перед глазами стоит еда, которая включает зрение, которое включает желание, которое не может отключиться, пока вся еда не будет съедена. Это часто заметно за шаббатным столом, когда человеку тяжело остановиться, а потом от переедания его клонит ко сну, и весь его Шаббат сводится к еде и сну после еды. Пользуясь нашим механизмом, мы должны в момент, когда мы хотим остановить страсть к еде, открыть книгу с разбором агады и погрузиться в изучение ее глубин. Этим мы выключим страсть к поглощению пищи и спасемся от переедания.
Эти идеи помогают нам понять одну важную истину. Сказано, что ецер а-ра (низшее начало) у человека настолько сильно, что сам человек не может с ним справиться. Поэтому, когда Фрейд создал свою теорию о природе человека, в его модели низшие силы получили полную власть над личностью.
Говорит еврейская мудрость, что только с Б-жественной помощью мы можем преодолеть диктат ецер а-ра. Галаха и агада — это Б-жественные ресурсы, которые мы можем использовать, в том числе в нашей борьбе со своим низшим началом. А если мы еще и вооружимся знанием «поля боя» — в частности, устройства нашего подсознания, — то наши усилия по захвату власти внутри себя станут еще более продуктивными и успешными.
2 thoughts on “Тора в помощь”
Comments are closed.
проблема в том, что взгляд человека на мир формируется тем, \»какие книжки он в детстве читал\». а поскольку всё же большинство даже неевреев читают более-менее правильные книжки, и почерпывают из них более-менее правильные идеи, то не каждый случай гнева можно списать на взбалмошность. Когда=то, лет 200 назад, был у хасидов даже обычай \»вызывать Вс-вышнего на суд\», дабы спросить \»доколе?\». Сейчас мне кажется, снова настало такое время когда можно заняться чем-то подобным
а что для гордыня (гайва)?