Западная интеллигенция обожает демонстрации протеста типа тех, что прокатились сейчас по Каиру. Я на самом деле тоже. Три августовских дня 1991 года были самыми счастливыми днями моей жизни.
Понятно поэтому, что американские СМИ и растущее на глазах племя здешних египтологов скорее радостно возбуждены каирской заварухой, нежели ею встревожены. Редкие циники, правда, вносят дисгармонию, замечая, что толпократия крайне редко перерастает в демократию.
Вашингтон сейчас раздирают две тенденции. Одна навеяна так называемым вильсоновским идеализмом, по имени президента Вудро Вильсона. Он произнес в 1918 году речь, в которой сформулировал свои знаменитые
«14 принципов».
Среди них был призыв к независимости арабов, которые жили в ту пору под Оттоманской империей. Как пишет на левом сайте «Хаффингтонпост» вице-президент американского Ближневосточного института Кейт Силье, Вильсон был первым американским президентом в истории, призвавшим дать арабам свободу, и вызвал этим неудовольствие Англии и Франции, которые тогда намыливались распилить Оттоманскую империю на свои собственные мандаты.
По словам Силье, арабы надолго полюбили за это американцев и долго вспоминали Вильсона с ностальгией. Чтобы они полюбили нас снова, мы должны встать на сторону восставшего египетского народа. Ведь «демократический, плюралистический Ближний Восток идеально вписывается в наше стремление к тому, чтобы этот регион сделался мирным и стабильным», пишет эта добрая женщина.
Наша идеалистка отмахивается от опасений, что за спинами юных каирских демонстрантов, устроивших свой майдан на площади Тахрир, строят козни активисты зловещего «Мусульманского братства», которое, как-никак, было повивальной бабкой «Аль-Каиды».
Устами Силье мед бы пить, но меня лично смущает прошлогодний опрос центра Пью. Он нашел, что ни много ни мало 84% египтян выступают за то, чтобы казнить мусульман, порвавших с исламом. Опрос также обнаружил у египтян ряд вполне цивилизованных представлений, но готовность убивать вероотступников, прямо скажем, несколько настораживает.
Ислам — как КПСС: самому уйти оттуда нельзя. Это смущает, но идеалисты этого не замечают. Та же Силье пишет, например, что демонстранты, высыпавшие сейчас на улицы Каира, Аммана, Туниса и Саны, «не призывают к созданию исламского государства, к разрыву связей с Израилем или к немедленному размежеванию с США».
Да нет, призывают, призывают, сам слышал по телевизору. И бьют американских журналистов, даже безответного голубого Андерсона Купера с Си-эн-эн. Что до «демократического» Ближнего Востока, которого жаждут идеалисты, то демократический эксперимент, поставленный в Газе, казалось бы, должен охладить их пыл. США активно проталкивали там свободные выборы, на которых львиную долю голосов честно получил «Хамас».
Это, кстати, давняя проблема демократических выборов. После Второй мировой войны американские политологи активно обсуждали вопрос о том, что делать, если на выборах в Италии или Франции вдруг честно победят коммунисты, в то время популярные не только там, но и в самой Америке, где они сотнями тысяч выходили 1 мая на Юнион-Сквер.
Ведь, победив, эти партии немедленно стали бы зажимать те народные вольности (прежде всего свободу слова и собраний), которые в нормальной ситуации дали бы оппозиции возможность победить на следующих выборах. Когда на демократических выборах честно побеждает недемократическая партия, то честных выборов больше может и не быть.
В этой связи в США даже обсуждались тогда превентивные военные операции в Западной Европе, хотя, казалось бы, они бы шли вразрез с идеей демократических выборов.
Но демократия — это не только выборы, но и ряд народных вольностей, которые могут позволить сегодняшнему меньшинству стать завтрашним большинством.
На Западе придают много значения демократическим процедурам и тащатся при виде избирательной урны, но часто забывают о том, насколько важно, чтобы у населения была «демократическая культура», то есть привычки, понятия и навыки. В их отсутствие добротной демократии не получится. По крайней мере, в отсутствие американской оккупации.
По разным выкладкам, на свободных выборах в Египте делегаты «Мусульманского братства» честно забрали бы от трети до половины мандатов. Но представитель Госдепартамента Филипп Кроули безапелляционно заявляет сейчас: «Мы хотим, чтобы (в Египте) были проведены свободные, честные и добросовестные выборы. И чем скорее, тем лучше».
Как в картеровские времена, когда Вашингтон отрядил в Тегеран генерала Джона Секорда убеждать иранских генералов не применять оружие против бушующей толпы, американские военные сидят сейчас на телефонах и уговаривают египетское командование вести себя сдержанно и не устраивать Тяньанмынь из каирской площади Тахрир.
Администрация Барака Обамы, который опасается «Мусульманского братства» меньше, чем я, и пригласил его представителей на свою знаменитую каирскую речь, сейчас выступает за то, чтобы его включили в процесс «мирного перехода» Египта к чему он там переходит.
Ньют Гингрич, бывший вождь республиканцев в Палате представителей и вероятный кандидат в президенты, называет эту позицию безумной. Но командует сейчас парадом Обама. Выборы имеют последствия. Если вы выбираете себе в президенты человека по имени Хусейн, то это тоже может иметь последствия. Намерение Обамы подключить «Мусульманское братство» к процессу демократизации Египта меня нисколько не удивляет.
В отличие от идеалистов, люди, которые считают себя реалистами, доказывают, что Обаме следовало бы не бросать Мубарака в набежавшую волну, а, наоборот, стоять за него стеной. Они напоминают, что в 1979 году убогий Джимми Картер по тем же идеалистическим соображениям бросил на произвол судьбы иранского шаха и этим заварил кашу, которую мы будем расхлебывать еще очень долго.
Критики отмечают, что сейчас Обама занял сторону каирских демонстрантов, хотя безучастно смотрел недавно, как муллы давят тегеранских. Склонность грешить на авторитарных американских союзников (вроде Мубарака) и раскланиваться с еще более авторитарными американскими недругами (вроде китайцев) тоже роднит Обаму с Картером.
Кстати, если Обама и дальше будет следовать картеровскому примеру, то скоро он начнет показывать зубы в доказательство их наличия. Картер поначалу заклинал нас избавиться от «чрезмерного страха перед коммунизмом», но после советского вторжения в Афганистан сделал поворот на 180 градусов и санкционировал самую крупную антикоммунистическую операцию ЦРУ в его истории.
Впереди нас ждет много перемен, но так Обама нам их и обещал. Правда, другие.
Нашел также,что 54% египтян ЗА демократические свободы. Что как-то слабо сочетается с 84% одобрения терактов 9/11, равно, как и арофметика всего этого опроса слабо сочетается с 80% якобы полученными партией Мубарака на последних выборах. Сдаётся мне, что люди из мубараковского избиркома пролезли в ранее уважаемую социологическую службу. Да, демократическая культура важна, но откуда вы её возьмёте, если человек сидит на троне 30 лет и ничегошеньки для её взращивания не делает? Мы его и так достаточно поддерживали. И про Газу вы не правы, Хамас победил не из-за того, что там \»вдруг устроили демократию\», а из-за тупости и косности Фатаха, не пожелавшего продвигать \»молодую кровь\» на ведущие позиции.
Я не такой знаток Ближнего Востока, как автор предыдущего коммента. Разумеется, во всём виноват ФАТХ, не продвигавший молодёжь, а в ХАМАСЕ — одна молодёжь? Тех же щей, да погуще лей… А расхождения в процентах — так одно дело высказать одобрение против янки и другое — отдать голос на выборах. В одном из своих комментов я вам прогнозировал, что партия Мубарака останется, но без него. Скорее всего, так и будет. Неважно кто будет править в Египте и как могут переименовать партию. Главное — та же группа прозападных руководителей у власти.
Получить взятку до выполнения задания,не оговорив ее цену-безумие. проглотивший такой подарок народ -без инстинкта самозащиты и сейчас должен расплачиваться за глупость. Всё идёт по намеченному сценарию. Ропот статистов только потребует \»объяснений\» от лауреатов. Партия проиграна!
то это конечно не так уж плохо, проблема только что трудно представить как останется у власти партия, против лидера которой миллионы только что митинговали. даже бывшая партия Слобо в Сербии, сейчас входит в правительство только на правах рядового партнёра. но самое плохое, это если они выдвинут какого-то нового Мубарака, всё снова повторится, не сейчас так через 30 лет
Кстати, к вопросу \»о желании перемен в Египте\», — интересный материал: http://pavel-slob.livejournal.com/389405.html (а в комментариях: \»к мужу на работу по бизнесу приехал их партнер из Каира, еле вырвался…со всей семьей, пересидеть…христианин…резко настрoен против смены режима…говорит-всем, кроме радикальных мусульман, как бы они ни пытались разуверить западную общественность, будет хуже Muslim Brotherhood платил по $50 в день каждому демoнстратору…\»)!!!