Выставка работ Пабло Пикассо в Метрополитен-музее и выставка «Пикассо смотрит на Дега» в музее Кларка в Вильямстауне (Массачусетс) — обе экспозиции демонстрируют сокровища хранилищ американских музеев.
В мемуарах современников Пикассо есть высказывания о восхищении в молодости «изобретателя кубизма» творчеством Эдгара Дега (1834–1917).
Дега вырос в состоятельной семье, и его родители имели возможность оплачивать обучение сына на всех уровнях, в том числе в мастерской известного в свое время художника Ламота — ученика великого Энгра. Вот только энгровской любви к людям у Дега не оказалось.
Дега больше интересовался современной жизнью, нежели вымученными сюжетами картин, выставленных в Салоне (престижная ежегодная парижская выставка. — Ред.). Но он не воспринимал стремления импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра и кафешантана. Более того, Дега не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание, и безоговорочно отдавал предпочтение зарисовкам внутри помещений — репетиционных залов балетных трупп и кафешантанов.
Придерживавшийся консервативных взглядов (художник был антисемитом и активно выступал против Дрейфуса), женоненавистник в личной жизни, Дега был изобретателен в поисках современных мотивов для своих картин. В этом его глубокая внутренняя близость с импрессионистами. Все они были поэтами трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Но если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать трепетную сущность мира через мерцание цвета, что у него замечательно получалось. Замкнутый в себе, Дега отвергал термин «импрессионизм» и к концу жизни публично отделил себя от не стеснявшихся наслаждаться жизнью художников-импрессионистов.
Дега часто называли живописцем танцовщиц, но при этом он не был эротоманом и искренне писал: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Хрупкие, невесомые фигурки балерин предстают на его живописных полотнах перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в минуты отдыха. В его кажущихся безыскусными композициях незаинтересованная позиция автора создает впечатление подсмотренной чужой жизни. Та же отстраненность наблюдается у Дега и в изображении обнаженной женской натуры. Более того, не вызывает сомнения и равнодушие, а зачастую и презрение Дега по отношению к его моделям. У балерин на красивых по живописи картинах Дега — некрасивые лица.
Сам Дега никому никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.
Вспоминаются работы малорослого горбуна Тулуз-Лотрека, который в своих картинах, в отличие от физически здорового Дега, сострадал несчастным женщинам.
На выставке в Вильямстауне широко представлены графические работы Пикассо, на которых Дега ехидно представлен в обществе женщин легкого поведения.
Подготовил
Виктор СНИТКОВСКИЙ, Бостон