Не доехавшим до «Ташкента»

Расхожая тема для зубоскальства антисемитов: евреи «воевали в Ташкенте» в годы Второй мировой войны. Однако никто не подсчитал, сколько евреев и представителей других национальностей до «Ташкента» и иных районов СССР не доехали.

Одни не попали в эвакуацию потому, что советскому правительству было плевать на своих граждан. Эти люди погибли во время оккупации, другие – от голода и болезней умерли в вагонах для скота по пути в эвакуацию и т. д.

Мой отец Изя Снит­ковский прошел всю войну с первого дня, как и его брат Мозя. Оба несколько раз были ранены. Третий брат Сёма был тяжело ранен и вернулся с фронта инвалидом. Четвертый брат Туша (главный механик фабрики) был эвакуирован как специалист. На этой же фабрике он трудился по возвращении в Одессу до 75 лет. Самый младший брат Ома был эвакуирован мальчишкой. В Средней Азии он пошел в ПТУ, а потом работал, стоя на ящике у станка.

Первый муж моей тещи погиб в танке «Т-34». Родственников тещи, брошенных «советской властью» в Одессе, оккупанты сожгли в артиллерийских казармах.

Увы, далеко не всем избежавшим немецкой оккупации удалось выжить.

То, о чем я пишу, в сегодняшней России кажется невероятным: в городе Котельнич Кировской области открылся Мемориал, посвященный памяти погибших в эвакуации — первый подобный памятник в стране. «Это было в 41-м

– сорок памятном году…» на узловой станции Котельнич 17 июля 1941 года с эшелонов сняли первых умерших и похоронили. Среди умерших было много детей.

В этом тихом провинциальном городке с 27 тысячами жителей на правом берегу реки Вятка захоронены почти три тысячи человек. Часть из них эвакуировались из Латвии и Эстонии. Поэтому на открытие Мемориала прибыли посол Латвии в России и представитель посольства Эстонии. На торжественном открытии мемориального комплекса присутствовал губернатор Кировской области Никита Белых, благодаря которому впервые в России установлен Мемориал в память о погибших беженцах войны.

Церемония открытия памятника была обставлена необычно и трогательно. Вначале на перрон, где собрались около пяти тысяч человек, прибыл старый паровоз с несколькими грузовыми вагонами. Так же, как в 1941-м, когда везли эвакуированных. В одном из вагонов, стоя среди полевых цветов, играл скрипач. А когда вышли дети и положили на «рельсы» Мемориала игрушки, у собравшихся выступили слезы.

В Мемориал входят рельсы, колокол и 11 плит, на которых высечены 2796 имен людей, похороненных в Котельниче, людей, числившихся «пропавшими без вести». Большая часть – евреи. Вы только представьте себе, что лишь через 65 лет после окончания войны в одном месте бывшего СССР установлены имена эвакуированных людей, умерших от голода и болезней.

Мемориал построен на пожертвования граждан.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктор Снитковский

Все публикации этого автора