11 сентября в Нижнем Манхэтене. Демонстрации на Ground Zero в Нью-Йорке

Впервые за последние девять лет траурные мероприятия, посвященные памяти жертв трагедии 11 сентября 2001 года, прошли в Америке на фоне жестких разногласий по поводу планов сооружения исламского культурного центра в двух кварталах от «граунд зиро».

В субботу днем около двух тысяч противников этого проекта провели митинг против «монумента в честь террористов», каковым, как считают, станет мечеть близ того места, где стояли башни Всемирного торгового центра. Одновременно в нескольких кварталах около тысячи демонстрантов выступили в поддержку исламского культурного центра и против, как они считают, «исламофобии и нетерпимости» оппонентов.

Митинг противников мечети был лучше организован, с большим экраном над сценой и спикерами, разносившими голоса выступающих на несколько кварталов. Наиболее видным оратором здесь стал ультраправый политик из Голландии Гирт Вилдерс, выступление которого сопровождалось экстраординарными мерами безопасности и было встречено овацией. Он назвал сооружение мечети близ «граунд зиро» «исламским триумфализмом» и заявил, что вдохновители этого проекта пытаются навязать Америке законы шариата. «Мы все знаем, что Америка, Нью-Йорк и законы шариата несовместимы», – сказал он. (читайте выступление Гирта Вилдерса на с. 41).

Во время митинга противников мечети было также показано видеобращение бывшего посла США в ООН Джона Болтона, которого некоторые американские консерваторы прочат в президенты страны. Он назвал планы строительства мечети близ «граунд зеро» «странной затеей». «Ее инициаторы заверяют нас, что их цель – способствовать развитию терпимости и взаимопонимания, – сказал Болтон. – Но если вы с нами не согласны, продолжают они, мы все равно будем развивать терпимость и взаимопонимание, нравится вам это или нет».

Консервативный радиоведущий Майк Галлахер высмеял заявление, с которым выступил 11 сентября президент Барак Обама, призвавший американцев к терпимости и единству в годовщину терактов. «Почему всегда мы должны пытаться понять мусульман, а не они нас», – задал Галлахер риторический вопрос.

Энди Салливан, нью-йоркский строитель и блогер, ранее призвавший строительных рабочих отказаться от участия в сооружении мечети, заявил корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что этот проект поддерживает «правящий класс», который не интересует мнение народа. «Мы – средний класс, молчаливое большинство, которое не хочет больше молчать», – сказал он.

Открыла митинг противников мечети русская американка Нелли Брагинская, чей сын Алекс погиб в ВТЦ. «Я не хочу, чтобы здесь, на «граунд зиро», пять раз в день звучало «Аллах Акбар!» – те же слова, которые произносили террористы, убивая моего сына», – заявила она под громкие аплодисменты. Брагинская призвала мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и президента Обаму, поддержавших сооружение исламского центра, поставить себя на ее место и пересмотреть свои позиции.

Среди противников мечети на митинге были Рена Ниязова и Женя Лозинский, иммигранты из бывшего Советского Союза. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Лозинский сравнил «граунд зеро» с «кладбищем», где покоятся почти 3,000 жертв терактов, совершенных мусульманами-экстремистами. Между тем, в том же квартале, где предполагается построить исламский центр, сегодня работают различные магазины, бары и стрип-клуб.

Ниязова сказала, что мечеть в Нижнем Манхэттене будет досаждать местным жителям. «Я выросла в Узбекистане, и я знаю, что это такое – жить рядом с мечетью, когда они на свои праздники будят всю округу в 3 часа утра, – сказала она. – Пусть они строят свои мечети там, где они живут».

Тем временем у живущего в трех кварталах от предполагаемой мечети Сола Розенберга этот проект не вызывает возражений. Вместе с женой он принимал участие в демонстрации сторонников исламского культурного центра. «Мы здесь, потому что мы уважаем американскую Конституцию, – сказал Розенберг корреспонденту «Голоса Америки». – Мои предки приехали в Америку из Польши и из России, и там они сталкивались с ненавистью и нетерпимостью. Моего деда убили нацисты, потому что он молился не тому Богу. Америка – свободная страна, и здесь существует свобода вероисповедания. У мусульман была своя молельня в ВТЦ и мне известно, что они в течение нескольких лет молятся в том здании, где предполагается разместить исламский центр. В этом нет ничего нового. Просто некоторые политики раздувают этот вопрос».

Пришел защитить Конституцию и Джейсон Питерсон, в течение шести лет служивший в морской пехоте США во время первой войны в Персидском заливе. «Свобода слова, свобода вероисповедания, гарантированные Конституцией – это то, что я поклялся защищать, когда пошел в морскую пехоту, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Если мы лишимся этого, то тогда я не знаю, за что я воевал».

На вопрос, что он сказал бы тем, кто, не подвергая сомнению права мусульман строить мечети, призывает их сделать это подальше от «граунд зеро», морпех, на руке которого вытатуированы слова «нет войне», сказал: «Почему никто не требует, чтобы рядом с Федеральным зданием в Оклахома-сити не было церквей? (Федеральное здание в Оклахома-сити было взорвано в 1995 году доморощенным террористом Тимоти Маквеем, которого некоторые считают радикальным христианином-фундаменталистом – МГ). Башни ВТЦ разрушили террористы, но нельзя отождествлять с ними весь ислам. Поэтому это место не хуже и не лучше любого другого».

Сторонники мечети скандировали «Единству – да, ра­сизму – нет!». Одна из организаторов этого митинга Сара Флондерс сказала, что демонстранты пришли выразить солидарность с мусульманами и выступить против исламофобии. К этой манифестации присоединились представители нескольких ультралевых группировок, включая Революционную коммунистическую партию и Социалистическую рабочую партию, а также пацифисты и довольно большая группа людей, подвергающих сомнению официальную версию причин падения Башен-Близнецов.

Несмотря на то, что время от времени на улицах возникали словесные перепалки между противниками и сторонниками мечети близ «граунд зеро», митинги и демонстрации прошли без эксцессов. Полиция следила за тем, чтобы демонстранты не пересекались друг с другом. При этом квартал, где предполагается построить исламский культурный центр, был абсолютно пуст – полиция перекрыла улицу с обеих сторон и никого туда не пускала.

Михаил ГУТКИН,

“Голос Америки”.

Печатается в сокращении.

Фото Бориса КИРПИЧНИКОВА

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора