Одним из тяжелых вопросов у современного еврея является идея избранности. У одних она вызывает чувство гордости, у других — комплекс отторжения. Что же стоит за этим понятием?
Стереотип, который мешает правильному пониманию. Люди часто думают, что избранность — это дополнительные привилегии. Особенно болезненно эта идея воспринимается евреями из бывшего Советского Союза, которые наблюдали жизнь партноменклатуры, пользовавшейся привилегиями и смотревшей свысока на простых смертных. Нам не хочется «возвращаться» в этот опыт.
В сознании людей произошло смешение понятий прав и обязанностей.
Современное общество очень много говорит о правах, об их защите. Евреи всегда среди активных борцов за права «угнетенных и обездоленных».
Идея обязанностей гораздо менее популярна в современном мире.
Частично она выражена в налоговой системе, когда люди должны своими налогами поддерживать государство, но, пожалуй, этим она и ограничивается.
Посмотрим, как идею избранности представляет Тора. Сначала она рисует «первую модель» человечества — в которой каждый делал то, что ему больше всего хотелось. В результате получилась анархия, и мир «разрушился».
Далее история Вавилонской башни представила нам идею диктатуры, когда царь Нимрод заставил всех участвовать в стройке века. И этот проект не привел к цели.
Далее Тора говорит, что Творец «понял»: очень тяжело добиться ответственного отношения к жизни от человечества. И он решает выбрать группу тех, кто «взвалит на свои плечи» три ноши.
Во-первых, учиться у Вс-вышнего тому, каким должен быть совершенный мир.
Во-вторых, работать над задачей совершенствования мира.
В-третьих, учить остальных, тех, кто будет готов присоединиться к этому процессу.
Тора — это учебник о том, как строить гармоничный мир.
Синайский завет с евреями — это назначение нас на эту роль. Если мы проанализируем историю, то увидим, что евреи выполняли миссию «отвечать за мир» разными способами.
В древности Иерусалимский Храм был центром духовности для всего мира.
Две мировые религии, христианство и мусульманство, благодаря нам познакомили человечество с идеей единого Б-га и избранной книги — Библии.
За последние 200 лет многие евреи, уйдя от Торы, тем не менее чувствовали свою ответственность за улучшение мира, и поэтому они основывали и возглавляли самые разные движения — гуманитарные, научные и творческие.
Евреи внесли много ценного для улучшения мира. Эта роль в улучшении мира (на иврите — тикун олам) и является нашей реализацией избранности.
Но в чем проблемы? Когда еврей уходит из мира Торы, он пользуется разными доморощенными идеями в деле улучшения мира. Эти идеи не всегда соответствуют истинной мудрости. Здравый смысл часто может подвести. Иногда еврей может быть обманут пропагандой. И тогда его порыв к улучшению мира оборачивается проблемами и катастрофами.
Так, Карл Маркс (потомок раввинов) создал теорию, которая впоследствии принесла много несчастий народам мира.
Множество евреев участвовали в русской революции. Ими двигала жажда улучшения мира. Но знали ли они о природе человека, о том, как красивая, но утопичная идея может реализоваться?
Мы видим, что до нашего времени еврейская тяга к улучшению мира была «разбита» на два «лагеря». Религиозные евреи сохраняют связь с Торой, знают Б-жественные законы, но обычно ограничивают влияние своей общиной. Светские евреи распространили масштаб своего влияния на весь мир, но потеряли связь с источником Истины, данным Б-гом.
Наступило время вернуться к единству нашего народа. Необходимо сформулировать мудрость Торы на современном языке, чтобы она стала доступной всем тем энтузиастам, которые пытаются (подобно евреям-революционерам) улучшать мир без «компаса».
Соединив мудрость Торы с масштабностью задачи, мы можем по-настоящему реализовать идею избранности — как помочь миру двигаться к совершенству.
Рош Хашана — праздник Дня рождения Адама, т. е. всего человечества.
Но как День Суда он празднуется только евреями.
Наша избранность — это ответственность, и Б-г судит нас, по тому, как мы реализуем возложенную на нас ответственность.
Желаю читателям газеты ощутить в себе избранность как ответственность и помочь Вс-вышнему сделать наш мир гармоничным и одухотворенным!