– Уважаемый рав Эссас!
Что такое слихот и тшува? Связаны ли они друг с другом? И где можно найти в электронной версии тексты слихот? Спасибо за ваш сайт, хорошего и сладкого года! С уважением,
Макс, Санкт-Петербург
– Тшува — процесс возвращения к традициям нашего народа. На пути Всевышнего. А также — конкретные шаги по исправлению поведения в том, что касается выполнения заповедей Торы. Тех, что регламентируют отношения человека с Творцом (законы кашрута, шаббата и т. д.), так и тех, которые составляют основу отношений между людьми.
Слихот — это особые тексты, которые читают в период перед Рош Хашана и вплоть до последнего дня перед Йом Кипур. Существуют специальные сборники слихот. Но если у Вас их нет, в каком-то смысле их можно временно заменить прочтением текста Таханун, который есть в каждом Сидуре (молитвеннике). Только желательно прочесть полный текст, включающий в себя Видуй (признание ошибок в нашем поведении).
Тексты слихот помогают обрести правильный настрой. Поэтому-то их и читают в период (по сути) до самого Йом Кипур. И еще один совет: желательно приобрести специальные молитвенники к Рош Хашана и Йом Кипур (Махзор ле-рош а-Шана и Махзор ле-Йом Кипур). Их тексты помогут выполнить все задачи, которые мы должны ставить перед собой во время молитв в течение этих очень важных дней.
Небесное определение судьбы…
– Здравствуйте, рав Элиягу. С праздником!
Скажите, пожалуйста, вот записали тебя в ту или иную книгу, а что это означает? Почему это плохо или хорошо? Мне, правда, очень интересно и, наверное, важно.
Спасибо и хорошей подписи.
Михаил, Санкт-Петербург
– Талмуд (трактат Рош Хашана, лист 16) сообщает, что рабби Керуспедай (ударение на последнем слоге) сказал, услышав это в свое время от рабби Йоханана (великий Учитель, составитель текста Иерусалимского Талмуда), что в Рош Хашана открываются (на Небе) три книги.
В одну вписывают имена людей, которым немедленно назначается жизнь. Это те, кого Небесный суд определил как праведников (на иврите, в единственном числе — цадик гамур).
В другую — имена тех, кто приговаривается к смерти. То есть тех, по поводу которых Небесный Суд установил, что они — люди решительно недостойные (на иврите, в единственном числе — раша гамур).
В третью — имена тех, судьба которых в эти дни временно не определена. Это, так сказать, «пограничные случаи» (на иврите такого человека называют — бейнони; ударение на последнем слоге). Им дают время (до Йом Кипур), чтобы окончательно определить их судьбу (что называется хатима, подпись в определении судьбы) в Йом Кипур. В зависимости от переживаний в их сердцах, от добрых дел, которые они совершают, от решимости приблизиться к путям Всевышнего…
Практически все мы относимся к этой, третьей категории.
Так написано в Талмуде, и я перевел этот текст с учетом трудностей в его понимании. Следует отметить, что наши Учителя многих поколений, вплоть до недавних времен, подвергали пересказанный здесь текст глубокому и тонкому анализу.
Не вдаваясь в подробности их оживленной дискуссии, подчеркну, что речь идет о сложном механизме общей оценки «качества прожитой жизни человека на данном этапе к моменту Небесного Суда (ко дню Рош Хашана)». О положении данного человека и в нашем мире, и в Высших Мирах (на иврите мир этот часто называют — Олам а-ба; ударения в конце). О его возможности в дальнейшем внести в мир что-то нужное или о том, что такая «возможность исчерпана»…
Рабби Йоханан, пусть совсем не намного, приоткрывает перед нами дверь в зал, где происходит Управление миром. В какую книгу впишут каждого из нас, знать нам не дано. Но зато теперь нам известно, на чем следует сосредоточиться в дни между Рош Хашана и Йом Кипур.
Еvrеy.com
Опубликовал: Рав Элиягу ЭССАС