«Вы стоите сегодня все пред Б-гом: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле, дети ваши, жены ваши и пришелец твой… от дровосека твоего до черпающего воду для тебя, — чтобы вступить тебе в союз с Б-гом…» (29:9-11).
Моше должен был умереть в тот день и поэтому спешил использовать последнюю возможность для введения всего еврейского народа, поколения пустыни и всех грядущих поколений, в нерасторжимый союз с Творцом Вселенной.
Он знал, что другой такой возможности не будет. Перейдя Иордан и разделив Эрец-Исраэль между коленами, евреи рассеются по стране, и тогда ни одному последующему руководителю, каким бы авторитетным и энергичным он ни был, не удастся собрать в одном месте весь народ: кто-то будет слишком стар, кто-то болен, кто-то обременен заботами; появятся слепые, глухие и умалишенные.
Перед форсированием Иордана еврейский народ представлял собой хорошо организованную армию; все люди были крепки, здоровы и сплочены. Моше боялся упустить этот поистине бесценный шанс. В таких случаях англичане говорят: «Готовь сено, пока солнце светит». Моше-рабейну с полным правом можно назвать «солнцем» еврейского народа.
Идолы и их поклонники
«И видели вы гнусности их и кумиров их, из дерева и камня…» (29:16).
Что такое идолопоклонство? Воображение сразу рисует дикарей с острова Борнео, их размалеванные лица и дикие пляски с копьями под отблески костров. Вспоминаются также древние египтяне и не такие уж древние ацтеки. Короче, на роль идолопоклонников подойдут представители многих культур, далеких от нашей прогрессивной цивилизации. Но какое отношение имеем к идолам мы с вами, вполне просвещенные и образованные люди? Какая связь?
Не спешите с выводами. Определенная связь, пусть очень тонкая и опосредованная, вполне может существовать.
Весь месяц элул мы трубим в шофар в конце утренней молитвы. Зачем мы это делаем? Звук шофара должен пробуждать сердца от спячки перед Высшим судом, который состоится по окончании элула, в Рош Хашана. Таково общепринятое мнение. Однако в трактате «Пиркей де-рабби Элиэзер», где обсуждается использование шофара в элуле, Рош Хашана вообще не упоминается. Автор связывает трубные звуки шофара с конкретным событием, произошедшим первого элула вскоре после Исхода евреев из Египта.
Когда Моше отправился на гору Синай, чтобы получить первые скрижали Завета, евреи допустили трагическую ошибку: они неправильно рассчитали время его возвращения. Думая, что Моше вознесся в небо и пропал, они, не мешкая, нашли ему замену — Золотого тельца. Б-г разгневался и хотел уничтожить грешный народ, но в конечном счете простил евреев и первого элула Он вновь призвал к себе пророка: «Взойди ко Мне на гору» (Шмот, 24:12). И Моше отправился за вторыми скрижалями. Когда он поднимался по склону Синая, в стане трубили в шофар, чтобы евреи снова не ошиблись и не повторили грех идолопоклонства.
Получается, что мы трубим в шофар весь элул для того, чтобы защитить себя от той же самой ошибки, которую евреи совершили более трех тысяч лет назад в пустыне. Мы нейтрализуем свою скрытую тягу к идолопоклонству.
Гром среди ясного неба
И все же, о каком идолопоклонстве можно говорить сегодня? Современные люди не хранят идолов в подвале и не проводят на чердаках шабаш ведьм.
Нет, иудаизму чужда чистая символика; наши
обычаи – это нечто большее, чем память о каких-то давних событиях. Если мы трубим в шофар с первого числа месяца элул, значит, опасность оказаться в ловушке идолопоклонства до сих пор существует. О какой форме идолопоклонства идет речь?
В своей работе, посвященной Рош Хашана, РАМБАН (Нахманид) указал на прямую связь между словом «шофар» и стихом из книги Иова: «бе-рухо шамаим шифра» — «Духом Его раскрываются небеса» (26:13).
Б-г рассеивает облака, чтобы открыть нашему взору чистое голубое небо, его бездонную глубину. Корень слова «шифра» означает также красоту (таково значение распространенного среди евреев женского имени Шифра, а также фамилий Шифрин, Шапиро, Шапаринский, Шафранский и др.), ибо настоящая красота открывается лишь в том случае, когда видишь суть явления и начинаешь понимать его истинное предназначение. От того же корня «шфр» произошло и слово «шофар».
Шофар помогает нам ясно увидеть то, что происходит за облаками; его пронзительный звук, проникающий в самые потаенные уголки души, срывает физические покровы и распахивает перед нами первозданно чистое голубое небо. Открывающаяся перспектива столь грандиозна, что вызывает невольный трепет, как писал пророк Амос: «Может ли народ не содрогнуться, если прозвучит в городе шофар?» (3:6).
Во время Войны за независимость, когда молодое израильское государство подвергалось частым артиллерийским обстрелам, руководитель иешивы Слободка рабби Ицхак-Айзик Шер спросил десятилетнего мальчика, какое благословение надо произнести, когда слышишь взрыв бомбы. Мальчик не знал, что ответить, и раввин подсказал ему: «Надо сказать: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество которого наполняют мир».
Обычно эти слова произносят, когда гремит небесный гром. Рабби Шер не давал мальчику галахическое указание; он хотел лишь сказать, что взрыв бомбы, по существу, ничем не отличается от неожиданного грома в ясный безоблачный день. И то, и другое напоминает нам о беспредельном могуществе Всевышнего.
В Талмуде сказано, что гром существует лишь для того, чтобы встряхнуть человека, очистить его сердце ото лжи и заблуждений, удалить пелену самообмана. Гром, как и взрыв «ходячей бомбы» в автобусе или «катюши» на городской улице, прерывает рутину жизни и вызывает (должен вызвать) у нас священный трепет, напоминая о Б-ге, чьи сила и могущество наполняют мир.
Он – Царь. Он – неоспоримый и единственный хозяин этого мира. Он дает жизнь, и Он же, только Он – а не ХАМАС и не «Хизбалла» – ее отбирает.