Инвалидность – не приговор

На нынешней неделе исполняется двадцать лет с того дня, когда президент Джордж Буш-старший подписал закон об американцах с ограниченными физическими возможностями. Этот закон устанавливает стандарты для доступа инвалидов в общественные здания, на рабочие места и другие зоны.

Торжества по случаю 20-летия закона об американцах с ограниченными физическими возможностями проходили в Манхэттене – самом богатом районе Нью-Йорка, пользующемся наибольшей популярностью у туристов. Пологи бордюров на перекрестках, пандусы для инвалидных колясок и прочие приспособления для инвалидов – не редкость. Да и улицы здесь в основном ровные.

Рик Файер был ранен шальной пулей несколько лет назад, когда возвращался из школы. По его словам, начиная с 1990 года, условия жизни инвалидов улучшаются, причем весьма существенно. Однако там, где живет музыкант, – в Бронксе (большинство населения Бронкса составляют люди с низкими доходами), свобода передвижения – все еще проблема для инвалидов.

Бобби Уэйлис заболела полиомиелитом в 12-летнем возрасте, т. е. еще до появления вакцины. В те времена приезжать в школу в инвалидной коляске было нельзя, и учителя приходили к Бобби на дом – три раза в неделю. Взрослые, страдающие полиомиелитом, нередко жили в специальных медицинских учреждениях.

Однако Бобби Уэйлис хотела вести нормальную жизнь. После окончания школы она нашла работу в больнице – одной из немногих, где были доступные для инвалидов туалеты. Она проработала в больнице 30 лет, в основном на административных должностях. Вместе с другими она боролась за то, чтобы закон о людях с ограниченными возможностями был претворен в жизнь.

По словам Бобби Уэйлис, «инвалидности неважно, молодой вы или старый, богатый или бедный, черный, белый, зеленый или красный. Инвалидность, увы, останется с нами навсегда. Потому-то мы и должны создать мир, в котором сможет жить каждый».

Исполнять дух и букву закона – вот задача, стоящая перед Мэтью Саполином – руководителем департамента по делам инвалидов при нью-йоркской мэрии. Мэтью сам является инвалидом; его недуг – слепота. А его цель – сделать так, чтобы все инвалиды Нью-Йорка могли полноценно жить, работать и учиться.

Это означает, в частности, работу по улучшению городской транспортной системы – с тем, чтобы в ней было больше такси для инвалидов-колясочников, лифтов на станциях метро и автобусов, оборудованных подъемниками. По словам Саполина, речь идет и работе со школами – с тем, чтобы дети с ограниченными возможностями получали такое же образование, как их сверстники. Кроме того, необходимо следить, чтобы все общественные здания удовлетворяли требованиям закона.

«Если строится новое здание, – подчеркивает Саполин, – то чрезвычайно важно, чтобы оно было доступным для людей с любой степенью инвалидности. Коль скоро речь заходит о слепых, то в лифтах на кнопках должны быть выпуклые брайлевские надписи и так далее. Мы следим за соблюдением всех этих правил в городе. Закон работает – думаю, что это ясно каждому».

В самом деле, все согласны с тем, что закон об американцах с ограниченными физическими возможностями стал огромным шагом вперед. Тем не менее многие американцы убеждены: работы впереди еще немало.

По мнению экспертов, это потребует быстрого обновления стареющей инфраструктуры, установленной еще до того как закон был введен в действие. Необходимо и другое: расширение возможностей для инвалидов при найме на работу, да и в других сферах общественной жизни. По словам правозащитников, это поможет преодолеть негативные стереотипы, с которыми инвалидам все еще приходится сталкиваться.

Адам Филипс,

«Голос Америки»

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора