Евреи, сражавшиеся за Республику в Испании

1936 год. Гражданская война в Испании. Гражданская — для испанцев, репетиция следующей мировой — для всем известных деятелей. Немцы испытывали на Иберийском полуострове новые приемы войны, советские политруки учили республиканцев проводить партийные чистки. Военное противостояние коммунизма и фашизма началось именно там, и противоборствующим сторонам приезжали помогать со всего мира. Из 54 стран мира приехали романтики, чтобы драться за справедливость. По некоторым подсчетам — около 30 тысяч.

Сложно наз-вать точное число еврейских интербригадовцев: многие не представлялись евреями. Среди них были коммунисты, анархисты и социалисты. Самая многочисленная группа после французов.

К началу Граж-данской войны в Испании жили около 6 тысяч ев-реев. Те из них, кто вел религиозный образ жизни, поддержали Республику: ее правительство гарантировало абсолютную свободу совести.

Часть евреев из этих 6 тысяч родились в Испании, другие приехали из Германии, где в 1933 году к власти пришли нацисты. Среди беженцев было много коммунистов, жили они в основном в Барселоне, где создали «Лигу еврейской культуры» — организацию левого толка.

Когда произошел франкистский мятеж, в Барселоне также находились атлеты из еврейской спортивной организации «Хапоэль», которые приехали, чтобы принять участие в Рабочей Олимпиаде, организованной в противовес нацистской олимпиаде в Берлине. Альтер-нативные соревнования сорвались, а множество спортсменов пошли добровольцами сражаться с мятежниками. Среди еврейских добровольцев большинство были коммунистами и членами Бунда.

Подсчитать количество евреев, сражавшихся за Республику, крайне сложно. Во-первых, многие из них записались добровольцами до создания интербригад. Некоторые из них не называли своей настоящей фамилии, чтобы избежать преследований у себя на родине. Отметим, что поначалу евреи даже не фигурировали среди попавших в списки добровольцев в интербригадах. К тому же, как всегда сложно определить, кого считать евреем, как и то, кого именно называть сражавшимся за Республику – только солдат или медсестер тоже, например? В конечном счете историки пришли к выводу, что всех людей еврейского происхождения, служивших делу победы республиканского правительства, так и надо называть — «сражавшимися за Республику».

Исследователь этого вопроса Арно Лустигер считает, что участие евреев в борьбе с фашизмом определяется их желанием соблюдать завет тиккун олам – строить лучший мир. Может быть, и так. Но были, вероятно, и другие мотивы, заставившие их приехать в пылающую страну.

Война в Испании разразилась через четыре месяца после начала столкновений между арабским и еврейским населением в Эрец Исраэль. Коммунисты подмандатной территории оказались в очень сложном положении: те, кто входил в коммунистическую партию Палестины, были обязаны, по указу Коминтерна, поддержать арабов в их действиях против английского Мандата, то есть идти на конфликт с сионистами. Из их среды в Испанию и приехало самое большое количество волонтеров: вместо того, чтобы пойти против братьев-евреев, они могли сражаться с фашизмом, который осуждали все. Из правых сионистов известен один доброволец – Салман Зальцман. Он выжил и написал мемуары.

Луиджи Лонго писал в предисловии к книге «Еврейские борцы за свободу» журналистки Джины Медем: «В первые дни, когда волонтеры начали прибывать в Альбасет, один молодой еврей искал меня как организатора интербригад. Он говорил от имени группы в 15 человек, которые прибыли с ним и просили создать из них отдельное подразделение. “Мы хотим показать, — сказал он искренне и пылко, – на что способны евреи. Мы покажем миру, что мы герои”. Я сразу понял, что имеет в виду этот молодой человек: он имел в виду всю ту клевету, которой поливают его народ, его братьев».

12 декабря 1937 года Фарол Гузман, командир роты второго батальона Палафокс 13-й бригады Домбровски, сформировал роту из евреев-добровольцев. В нее вошли 152 человека. Приказом штаба 13-й бригады рота начала свою жизнь. В приказе говорилось: «Сегодня еврейская рота имени Ботвина влилась в славную семью борцов с фашизмом, среди которых есть и поляки, и немцы, и белорусы, и испанцы, и представители других национальностей. Нас объединяет борьба с фашизмом. В борьбе за вашу и нашу свободу все антифашисты мира стоят плечом к плечу. Среди добровольцев бригады Домбровски еврейские бойцы уже отличились героизмом и готовностью принести себя в жертву нашему общему делу. В память о тех, кто пал на полях сражений, мы присваиваем второй роте батальона Палафокс имя Ботвина, который отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом. Его имя — символ борьбы еврейских народных масс, символ международной солидарности и братства народов».

Рота Ботвина просуществовала 9 месяцев, участвуя в боях. В ее рядах сражались не только евреи, но и итальянец, несколько поляков, грек и два араба.

21 сентября 1938 года в сражении у реки Эбро рота была разбита превосходящими силами противника. Одни погибли на поле боя, других расстреляли уже в плену, а 86 бойцов были отправлены в лагеря для военнопленных.

Первая республиканская газета на идиш появилась 7 августа 1937 года. Она называлась «Фрейхетс Камфер». «В Испании появилась газета еврейских добровольцев. Это славная дата в истории еврейского народа. В то время как антисемиты рисуют евреев трусливыми людишками, в то время как антисемитская польская газета “Сила” имеет наглость сообщать, что за испанскую республику не сражается ни один еврейский рабочий, легендарная армия Республики начинает издание газеты для еврейских бойцов», — пишет об этом событии другая еврейская газета Naïe Presse, издающаяся на идиш в Париже.

Издавать газету на идиш было не так-то просто: ни в одной испанской типографии не было литер с еврейскими буквами. Поэтому первый номер появился в форме стенгазеты. В верхней ее части виден девиз интербригад — «За нашу и вашу свободу» — на испанском и идиш.

Основателем газеты стал Гершон Дуа (Боген), который с молодости был активистом Сионистской социалистической партии Поалей Цион. Британцы выслали его из Палестины, он уехал в Польшу и возглавил там еврейскую секцию Польской коммунистической партии.

Позже, 30 декабря 1937 года, выходит самый известный за все время Гражданской войны печатный орган на идиш – «Ботвин». В передовице говорилось: «Не все еврейские бойцы вошли в эту роту, многие из них не захотели расставаться со своими товарищами других национальностей. Но все они понимают, что, сражаясь с фашизмом, дают бой антисемитизму».

Интересно, что во втором номере призыв бороться с фашизмом звучал так: «Все на борьбу с Инквизицией и диктатурой!»

Третий номер был издан типографским способом, а не отпечатан на машинке, как предыдущие, потому что из Парижа привезли литеры. Пятый и шестой номера вышли после поражения республиканцев.

Еврейские добровольцы, погибшие на полях Гражданской войны, не забыты: они похоронены в общей могиле в Барселоне, а 9 человек — в Мадриде, где на кладбище есть памятник и надпись: «Еврейским добровольцам, погибшим во время Гражданской войны за свободу. Нашу и вашу».

В 2003 году в Еврейском университете в Иерусалиме прошла выставка “No pasarán!”, которая и рассказывала о судьбе еврейских интербригадовцев в Испании. Есть сведения, что два аргентинских режиссера Габриэль Амдур (Gabriel Amdur ) и Уриель Вишня (Uriel Wisnia) снимают документальный фильм на эту тему.

Booknik.ru

Опубликовал: Анна ШКОЛЬНИК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора