«В шалашах живите семь дней». Известно, что праздник Суккот (шалашей) символизирует временность этого мира, который по привычке кажется нам таким устойчивым. Комментируя пасук, Шах приводит множество высказываний мудрецов. Например, праотца Яакова: «Отправимся в Суккот» (в будущем одна из стоянок евреев в пустыне). Намеком на то, что мы пришли, возвышенные души, в эти временные пристанища – тела, и после краткого проживания в «шалашах» нам суждено отправиться в дальнее путешествие. Ибо «жизнь наша подобно тени, и не тени от дерева, но тени от крыла промелькнувшей птицы».
Но – привыкаем. Лишь у немногих есть реальный опыт переживаний, связанных с другими мирами. А когда «телевизор» глаз и «компьютер» мозга изо дня в день прокручивают однотипную информацию… не с чем сравнивать. Все байки про иную жизнь, её возвышенные или пугающие перспективы выглядят детскими сказочками. Чтобы «разбавить» густой сироп материального мира, Тора прислала нам субботы и праздники. Самые долгие – Песах и Суккот. Тора специально подчёркивает, что они длятся по семь дней. Семь – символическая цифра земного круга. За семь дней мир сотворён, семидневная неделя вращает его колёса. Восемь – уже символ мира «горнего». Как Шмини ацерет («остановка в восьмой») после Суккот. Как Шавуот, День дарования Торы, фактически заканчивающий Песах. Без Высшего Закона, без ежедневного и прямого общения с вечным освобождение Песах будет неполным и иллюзорным.
Учителя называют наши дни «зман хицониют», «временем поверхностности». Материальный мир становится всё шустрее – интернеты, самолёты, электронные трансакции… Всё больше фактов и возможностей, всё меньше нашего интереса к глубине. Говорится в Талмуде, что наступит время, когда Тора перестанет защищать. А раньше защищала? От чего? Мало мы знаем имён растерзанных праведников? Рабби Акива, рабби Меир из Роттердама, рабби Эльханан Вассерман… Жертвы погромов, войн, Холокоста, ГУЛАГа… С другой стороны, и сегодня происходит множество настоящих чудес, когда Тора спасает людей. Как, например, «Скад», в 1991-м пробивший дом, упёршийся в томик Пятикнижия возле детской кроватки и почему-то не взорвавшийся… Так о чем же говорят раввины?
Думаю, речь вот о чём. Тора не сможет надёжно защищать людей, соприкасающихся с ней, от греха. От моральной «релативности». Поскольку, чтобы встать под её защиту, мало исполнять ритуалы и наружно соблюдать правила. Это помогает, но, как говорят наши учителя, «микцат» — до некоторой степени. Зато агрессия безнравственности, провокация «злого начала» в это время «внешности», в это время соблазнов улицы и всевозможных «учений», рекламы и непереваренных «новостей» — такова, что рано или поздно пробьётся через наружные барьеры. До самого сердца. И только если в сердце Тора, она защитит. Жизнь по привычке, пусть даже самой пристойной, здесь уже не поможет.
Мне повезло. У нас в доме действует «Гмах» — фонд помощи людям. Большую часть одежды и прочих вещей мы уже лет 8 шлём в Израиль – где, увы, больше бедности. «Нацыгаваем» тугрики на пересылку и химчистку, жена после тяжёлой работы до ночи возится с сортировкой и стиркой… И на этот наш маленький «огонёк», как бабочки, слетаются бескорыстные и праведные люди. Без их помощи «Гмах» просто не мог бы существовать. Поэтому ли, по другим ли причинам нам доводится видеть «Тору любви и истины» в действии. Но встречаешь не только это. Среди множества надуманных рассказов о «бессовестности религиозников» есть, увы, и достоверные. Из «родимых пятен» современного общества у нас есть почти всё. Конечно, в значительно меньших «процентах», но найдёшь и наркотики, и разводы, и конфликт поколений, и жульничество… В совокупности учителя с горечью называют это «хилуль Ашем», осквернением Б-жьего Имени. Ибо когда еврей ведёт себя недостойно звания человека из святого народа, это оскорбление Создателя. «Ведь Имя Б-жье начертано на тебе!» Лекарство от болезни известно. Место «перехода» от жизни по привычке в высшую реальность – сердце. Искренняя молитва названа «работой в сердце», совершенствованием сердца. Я заметил, что на людей, которые «трудятся» во время молитвы, обычно можно полагаться. Сегодня такое время, что любой человек, получил он в детстве религиозное воспитание или нет, молодой или старый, может высоко взлететь или глубоко провалиться. «Поколение выбора». Конечно, об искренности легко рассуждать, куда сложнее её достичь. Но иначе зачем жить? Зачем играть в чужие игры?
Мне повезло ещё раз. По пути к Торе я много лет дотошно её исследовал. На предмет истинности. Уже соблюдая законы – а иначе, что это за исследование?! Так, верхоглядство. И теперь даже с болью видя, как оступается мой брат, знаю – от этого наше бесценное сокровище не дешевеет.