Там стоял шатер Яакова

В канун праздника Песах на канале RTN показали такой сюжет: симпатичная израильская журналистка Эстер Сигаль на улице в Иерусалиме проводила опрос на тему дня: «Чему посвящён наш праздник?»

Многие прохожие правильно говорили, что в Песах мы вспоминаем о выходе евреев из египетского рабства. Но были и другие ответы, например: «Откуда-то выходили…» или «Я в праздниках не разбираюсь…».

Слушать такие ответы было очень грустно, ведь праздники — это наша история. В условиях, когда постоянно оспаривается право Израиля на существование, наши древние обычаи и могилы наших предков на этой Земле — неоспоримые доказательства того, что Святая Земля принадлежит евреям, а не арабам, которые пришли на эту землю на тысячелетия позднее нас и совсем недавно присвоили себе название «палестинцы».

Более трёх тысячелетий назад наши предки в спешке покинули Египет и забрали с собой останки великого еврейского праведника Иосифа.

В книге Йегошуа бен Нуна — последователя Моисея, под предводительством которого евреи вошли в Святую Землю, записано: «А кости Иосефа, что вынесли сыны Израиля из Египта, похоронили в Шхеме, на участке поля, которое купил Яаков у детей Хамора, главы города Шхем, за 100 ксита (ксита — монета)» (Йегошуа, 24:32 ). «Там стоял шатёр Яакова» (33:19).

История Иосифа и его братьев потрясающе интересна. Не случайно ей посвящено множество художественных произведений, в том числе «Повесть об Иосифе прекрасном» поэта В. А. Жуковского (1783 — 1852). Она начинается словами:

«Иаков жил в земле, где Исаак,

Его отец, жил прежде;

в Ханаанской

Земле богатой;

Сыновья его

Пасли в горах обильные стада.

Меж ними самый младший был

Иосиф.

Он родился Иакову под старость,

И боле всех любил его отец.

Он пёструю одежду дал ему

И веселился, видя красоту его лица.

А братьям было то завидно…»

Тора повествует о том, что Иосиф, сын любимой жены Яакова Рахели, рано умершей при родах второго сына, Биньямина (последнего, 12-го сына Яакова), был любимцем отца. В юные годы Иосиф ябедничал отцу на братьев. Кроме того , он, не замечая их раздражения, рассказывал им свои сны. В них братья видели намёк на то, что он, младший, займёт в семье главенствующее положение. К примеру, Иосифу приснилось, что снопы братьев поклонились его снопу, «и сказали ему братья: «Неужели ты царствовать будешь над нами или управлять будешь нами?» И ещё более возненавидели его за сны его и за речи его…» (Брейшит, 37: 7,8 ).

Когда Иосифу было 17 лет, Яаков послал его проведать братьев, пасущих скот вблизи Шхема. Увидевши его, они сказали:

«Вот идёт сновидец!…

Когда придёт он, мы убьём его

И бросим тело в этот водоём,

И скажем, что съел его дикий зверь.

Тогда увидим, сбудется ли сон,

Которым хвастался он!»

Братья не убили Иосифа, но «продали его за 20 сребреников ишмаэльтянам, которые отвели Иосифа в Египет» (37: 28).

Отцу же братья сказали, что, видимо, сына его растерзали дикие звери, и Яаков был неутешен много лет.

Иосифа же в Египте ждали очередные испытания. «Купил его Потифар, царедворец фараона, начальник палачей, египтянин» (39:1).

«Но был с Иосифом Господь. И в доме

Пентефрия он жил благополучно,

Понеже знал Пентефрий, что Господь

Иосифу успех во всяком деле ниспослал».

В доме Потифара Иосиф управлял всем имуществом и хозяин во всём доверял ему. Но, как повествует Тора, «Иосиф был красив станом и красив видом. И жена господина его возвела глаза свои на Иосифа и сказала: «Ляг со мной!» Но он отказался: «Ведь господин мой, всё что у него есть, отдал в руки мои. Как же сделаю я это зло и провинюсь перед Всесильным?» (39:7,8).

Хозяйка, продолжавшая безрезультатно домогаться своего раба, оскорбилась его отказом, и из мести солгала мужу, будто Иосиф пытался овладеть ею Разгневанный Потифар отправил неблагодарного и порочного в его глазах раба в «темницу — место, где были заключены царские узники».

Там ни в чём не повинный молодой человек томился 12 лет, пока не пришло неожиданное спасение. В тюрьме сидели два царедворца, сны которых Иосиф удачно разгадал. Как он и предсказал, один из царедворцев — хлебопёк был казнён, а другой — виночерпий помилован и возвращён во дворец.

Однажды фараону приснился встревоживший его сон. Ему приснилось, что в тростнике паслись семь тучных коров. И вот из реки выходят семь тощих коров и съедают тучных. Фараон проснулся, а когда снова заснул, опять увидел сон, как семь здоровых колосьев пшеницы были поглощены семью тощими колосьями. Наутро взволнованный фараон обратился к мудрецам и гадателям, но никто не сумел разъяснить, что означали эти сны. И тогда виночерпий вспомнил про мудрого раба — еврея, сидящего в тюрьме.

Иосифа призвали во дворец, и он объяснил: «Сон фараона один: что Б-г делает, то Он

возвестил… Семь коров хороших… и семь колосьев хороших — это семь лет (большого урожая). И семь коров тощих, и семь колосьев пустых… это будут семь лет голода… и истощит голод страну… А что повторился сон фараона дважды, это потому, что Б-г вскоре исполнит сие…» 41: 25-32).

(Выражение «семь тучных лет и семь тощих лет» вошло в число еврейских идиом, обозначая богатство, которое сменяется бедностью.)

Иосиф посоветовал фараону накопить зерна за семь урожайных лет и убрать его в хранилище, подготовившись заранее к голодным годам.

И сказал фараон Иосифу: «Так как Всесильный возвестил тебе всё это, нет разумного и мудрого подобного тебе. Ты будешь над домом моим, по велению твоему будет управляться весь народ мой. Только престолом я буду выше тебя» (41: 39-40).

«Семь лет ужасный голод был

Над всей Египетской землёю,

Но хлеб Иосиф сохранил

В запасе мудрою рукою.

И продавал в годину бед,

Народ от голода спасая,

На нём почил небесный свет

И мудрость Господа святая.

«Иосиф прекрасный» Илиодор Пальмин (1841 — 1891)

Страшный голод постигает также и Ханаан, и вынуждает братьев Иосифа идти купить пропитание в Египте. Они приходят в царские закрома, и Иосиф узнаёт их.

«На них он смотрит, но зачем

Вдруг побледнел он пред купцами,

Смущён и неподвижно нем,

И гордый взор блеснул слезами».

И. Пальмин

А братья не узнали Иосифа. Неудивительно: когда они продавали его в рабство, юноше было 17 лет. А теперь перед ними 39-летний вельможа в царских одеждах и говорит с ними по-египетски через переводчика.

«Одетый в пурпурный виссон,

На шее с цепью золотою,

Сидел Иосиф окружён

Слуг раболепною толпою».

Иосиф решил испытать братьев, раскаялись ли они в своём ужасном поступке по отношению к нему. Он создаёт ситуацию, похожую на ту, что была 22 года назад. По его приказу слуги прячут его серебряный кубок в вещи самого младшего из братьев — Биньямина. А потом, когда «пропажа» обнаружилась, Иосиф предоставил братьям продовольствие и предложил им вернуться к своим семьям в страну Израиля, но при условии, что «вор» — Биньямин останется рабом в Египте. Но братья отказались бросить Биньямина. Иегуда стал умолять вельможу ради их отца оставить в рабстве себя вместо Биньямина. Он убеждал Иосифа, что отец не выдержит потери второго сына любимой Рахели: «Как только увидит отец что нет отрока, то умрёт, и сведут твои рабы седину раба твоего, отца нашего, со скорбью в могилу» (44: 31).

И тут Иосиф не выдержал и не смог сдержать слёз и закричал:

«Я Иосиф, брат ваш, а жив ли отец мой?!»

Братья были потрясены и напуганы. Но Иосиф простил их и предложил всей семье Яакова перебраться в Египет, в землю Гошем, ибо голод должен был продолжаться ещё несколько лет.

Встреча через много лет любящих и потерявших друг друга отца и сына не поддаётся описанию. Яаков прожил в Египте ещё 17 счастливых и спокойных лет. Похоронили его с большими почестями в Хевроне, в семейной усыпальнице Махпела, где уже были захоронены его родители Ицхак и Ривка, дедушка и бабушка Авраам и Сара и жена Лея.

После смерти отца братья стали бояться, как бы Иосиф не отплатил им за то зло, что они ему причинили. Но Иосиф успокоил их: «Если вы порешили против меня зло, то Всесильный повернул его к добру, чтобы осуществить то, что ныне, чтобы сохранить жизнь многочисленному народу. Не бойтесь, я буду кормить вас и детей ваших. И он утешал их и взывал к их сердцу» (50:21).

Живя в Египте, Иосиф воспитал двух сыновей, Эфраима и Менаше, и внуков в духе еврейской традиции своих предков.

Перед смертью сказал Иосиф братьям своим: «Я умираю, а Всесильный непременно вспомнит о вас и выведет вас из этой страны в страну, о которой поклялся Он Аврааму, Ицхаку и Яакову». И взял Иосиф клятву сынов Израиля, сказав: «Когда Всесильный вспомнит о вас, вынесите кости мои отсюда». И умер Иосиф 110 лет отроду. И забальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (50: 24, 25).

Выходя из Египта, евреи выполнили завещание Иосифа. Они вынесли его останки и захоронили в гробнице в Шхеме, некогда еврейском городе. И многие поколения евреев молились на могиле праведника.

Теперь этот город — часть Палестинской автономии (Наблус). Много раз так называемые палестинцы, оскверняли и разрушали гробницу, пытались переделать её в мечеть. Израильское правительство, не без основания опасаясь беспорядков, к большому сожалению, не включило гробницу Иосифа в число объектов нашего национального наследия, как это сделано с Пещерой Махпела и гробницей праматери Рахели. Но и сейчас, евреи по ночам под страхом смерти ходят молиться к могиле великого праведника Иосифа.

Опубликовал: Михаил МИЛЛЕР

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора