Рав Шимон Шваб признался, что много лет мучился вопросом: зачем в Пасхальную Агаду включён отрывок о четырёх сыновьях (умном, грешном, цельном и немудрёном)? И почему он начинается с благодарности Б-гу, названному «Маком» («Место мира»), за Тору? Рав предложил такой ответ: есть люди бездетные, есть, увы, те, чьи дети сошли с пути. Выполнить пасхальную заповедь «расскажи сыну своему…» им невозможно. И, утешая несчастных, Агада напоминает: весь мир наполнен Его Славой, никто не обделён. Дарование Торы сделало возможным жить с осознанием этой Славы. Как говорил рабби Акива: «Счастлив человек, что Всевышний сделал его по Своему подобию. И ещё больше он счастлив тем, что Б-г рассказал ему об этом!»
Отмечает рав Шваб, что слова «Благословен Давший Тору народу Израиля!» содержат ответ грешному сыну. Попробуем продолжить слова мудреца.
Признаюсь, что пишу я заранее, первого нисана. Знаете, предпасхальная уборка, хочется развязать себе руки, не то мытьё полов и «драинье» холодильников на недельку отобьют философский настрой… День же этот, «глава месяца» («рош ходеш») нисан – особенный. Начало работы Храма, переносного шатра в пустыне. Годовщина смерти первосвященника Аарона. Вообще в праздничный нисан, время нашего выхода из Египта, посты запрещены. А в «рош ходеш» — тем более. Наоборот, причитается праздничная трапеза! Но день первого нисана выбран для «поста праведников», и поныне искренне скорбящих о смерти величайшего из Первосвященников. Ещё, начиная с этого дня, мы можем произнести благословение на цветущие плодовые деревья, восхваляя Создателя, Который «не лишил мира ничего доброго, ради блага человека».
В течение всего месяца адар читаются дополнительные отрывки. Три предыдущих говорили о раскаянии, этот же, последний – о возрождении и обновлении. Про, говоря поэтическим языком, «весну духа».
Месяц нисан, вершина которого – праздник Песах, весь и посвящён обновлению и возрождению. Просыпанию природы и души. А, поскольку «весь мир пронизан Его Величием», любой человек и в каждое мгновение может встретить своего Создателя. Только очнись! Никогда не поздно. Ничего не потеряно. В том числе и для «четвёртого сына». Вы думаете, «пока живёшь — надейся!» — это литературный образ? Это «Пиркей авот», один из трактатов Талмуда!
Вся структура, весь посыл Пасхального Седера – проснись! Ночь становится днём. Многое нарочито необычно. Очнись! Удивись! Единственное, что мы можем действительно сделать в Седер – это раскрыть присутствие Вездесущего Б-га. «Позволить» Ему, «Месту мира», проявиться там, где нахожусь я, мы. Говоря словами Каббалы, «провести в «пустую полость» (в которой «потеснившийся» Создатель сотворил вселенную) Его «огибающий миры» свет».
Дело в том, что Создатель вежлив и хорошо воспитан, не любит входить без приглашения. Наш Седер и есть такое приглашение. И ещё в стихах.
Переложение 126 псалма
Возврати!
Когда нас возвратит в Цион Владыка,
Уста наполнит изумлённый смех.
Проснутся все, от мала до велика:
Зачем мы жили средь чужих утех?!
Мы воспоём любовь и верность Б-га
Из вдохновенных радостью сердец.
И скажут все народы: «Сколь же много
Для них содеял их Святой Отец!»
Воскликнем мы: «О Б-же, как же сталось
За столько лет наветов и сетей,
Что не пришла ни гибель, ни усталость
В ночном блужданьи для Твоих детей?!»
Мы сеяли Твои закон и веру,
Нам приходилось плакать и дрожать.
Теперь замесим тесто полной мерой –
Пришла пора колосья с песней жать!
Утри же наши слёзы, Царь вселенной,
Нас возврати, как воду вешних рек!
И подними над прежней жизнью бренной,
Чтоб стал достоин счастья человек!
Счастливого и кошерного Песаха, друзья!