Система узаконенного насилия, подменившая в России правосудие, станет могильщиком современной российской государственности.
Система “с завидной регулярностью восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны”, — пишет в “Независимой газете” экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. “Не надо убаюкивать себя результатами социологических опросов. Инертное большинство часто голосует за власть, особенно в условиях отсутствия демократии. Социальный взрыв обеспечивает активное меньшинство – тогда, когда оно не может более терпеть сложившегося порядка вещей. 3% населения, если это его самая активная часть, – критическая масса, необходимая и достаточная для радикальных перемен”, — пишет Ходорковский.
По его словам, “силовой конвейер с присущей ему грубой методичностью кует сегодня такое антисистемное меньшинство”. “Странно, что правящая элита России, кроме ее небольшой разумной части, этого совершенно не боится. Что у нее не срабатывает хотя бы инстинкт самосохранения”, — заключает Ходорковский.
Описывая работу правоохранительной системы в России, экс-глава ЮКОСа заключает, что эта система – по сути, “единое предприятие, чей бизнес – узаконенное насилие”. “Предприятие очень крупное, с огромным количеством внутренних конфликтов, столкновений интересов. На этом предприятии трудятся и приличные люди, и подонки – дело не в качестве человеческого материала, а в самих принципах организации Системы”, — пишет Ходорковский.
О возможных переменах в российской политической жизни Ходорковский писал в октябре прошлого года. Тогда он выразил мнение, что в России Медведева-Путина нет социального слоя, способного осуществить предложенную президентом модернизацию. “Полноценный модернизационный класс”, “для которого модернизация страны есть не фиктивная кампания, спущенная сверху, а вопрос выживания, самооформления в собственной стране” и “вопрос постепенного прихода к власти”, по оценке экс-главы ЮКОСа составляет не более 3% населения страны.
Ходорковский особо подчеркнул, что к этой категории не относятся “коррумпированная часть бюрократии и примыкающие к ней бизнес-группы”, а также “силовая элита”. В нее входят “профессиональные инноваторы, в том числе владельцы и менеджеры небольших и средних частных компаний, созданных с нуля”; “ученые и инженеры 1960 — 1970-х годов рождения, получившие образование в СССР, работающие по специальности в России”; “ученые и инженеры, покинувшие Россию в постсоветский период и реализовавшиеся на Западе”; “молодые специалисты с высоким творческим потенциалом”, делающие “нелегкий выбор”: “уехать и реализоваться “там” либо поверить Медведеву и остаться “здесь”; а также достаточно широкие слои гуманитарной интеллигенции, не добитой гламуром и играми в “суверенную демократию”.
Опубликовал: