Йемен находится на грани политического и социального взрыва. Об этом пишут все, кому не лень. Молодое население, масса безработных, экономика держится на волоске и полностью зависит от нефти, культура насилия, ножи, автоматы, масса военных, худшее в мире, согласно международным рейтингам, положение женщин- стоит ли продолжать?
Ислам в Йемене не только повальный, он какой-то всепоглощающий. В первый свой приезд, видя женщин с полностью закрытыми- за исключением щелочек для глаз- лицами, я чувствовала себя ребенком, которого оставили наедине с грустным клоуном- и любопытно, и неприятно.
Когда я готовилась к поездке- такого не ожидала. Я думала про культурные различия, про то, как будут воспринимать меня, женщину, в рабочей обстановке, а вот о том, что 99 процентов других женщин будут представлять собою «мешки с глазами»- не догадалась. За рулем все это выглядит впечатляюще. Особо религиозные дамы носят еще черные перчатки, чтобы не показывать кисти. Западные туристы вызывают живой интерес прохожих- особенно детей, а женщины с открытыми лицами- объекты пристального внимания всех вокруг. Оказалось, что просто надеть длинную юбку недостаточно- желательно, чтобы под юбкой были штаны, которые полностью закрывают щиколотки (неприличные, провокационные щиколотки!). Потом я ко всему этому привыкла и даже одежду покупала, держа Йемен в уме («можно ли надеть там эту кофту, не шокируя окружающих?»)
Про еврейское прошлое Йемена думается при этом меньше всего. Еврейский Йемен- история, его больше нет, казалось мне. Про йеменских евреев я знала примерно столько же, сколько и про эфиопских. «Были. Выехали в Израиль. Никого не осталось». Знакомо звучало название операции «Ковер-самолет». И все. Страна не поддерживает с Израилем дипломатических отношений и вообще не признает его существования, так что услышать в Йемене про евреев как-то не ожидаешь. Тем не менее еврейское прошлое дало о себе знать довольно неожиданным образом.
Гуляя по рынку в старой Сане, я по наводке знакомой зашла в «проверенный» ювелирный магазин — неоднократные покупки показали, что там не обманывают. Торгуют при этом настоящим серебром, и если говорят, что вещь «древняя», то это действительно так. Продавец, вычислив во мне серьезного покупателя, с гордостью продемонстрировал товар и даже пригласил за прилавок выбрать самой. Когда было пересмотрено уже очень много всего, он вдруг хитро подмигнул и, показывая на браслет с филигранной отделкой, произнес: «А это еврейский. Самое лучшее качество». Первой моей — параноидальной — мыслью было: «Он что, шутит? Откуда вдруг евреи?» А продавец тут же показал другое изделие, такого же типа, предложив сравнить с «бедуинской» отделкой. «Бедуинский браслет»- дутый, с более простыми окружностями, тоже очень красивый, но совершенно другого стиля. Разница заметна с первого взгляда.
В магазине продавали также «еврейское» колье, тоже с филигранной отделкой и дутыми бусами, и чепчик-гаргуш. На колье и браслетах были видны печати- по словам продавца, марка дома «Бассани». Чепчик-гаргуш был украшен серебром и вышивкой и, если его покрутить в руках, звенел. По этим моделям в ювелирной лавке делали современные украшения. И, что самое интересное, стоили они дороже, чем антиквариат, который продавался на вес.
На территории Йемена существуют еврейские захоронения, датируемые III в. н.э. По преданию самих йеменских евреев, они осели там незадолго до разрушения в 586 г. до н. э. Первого храма.
После принятия ислама иноверцы подпадали под статус «зимми»: им было запрещено владеть землей, носить оружие, занимать государственные должности, строить дома выше домов мусульман и одеваться так же, как мусульмане.
Из-за этих запретов йеменские евреи занимались в основном ремеслами и торговлей: мужчины работали ювелирами, сапожниками и кожевниками, женщины вышивали и плели корзины. Некоторые утверждают, что почти все ювелиры в Южной Аравии были евреями, и даже те, что числились мусульманами,- потомки евреев, перешедших в ислам.
Ювелирные изделия штамповали знаком ювелира, названием города, датой поделки или другим символом. Серебряные изделия не передавались из поколения в поколение, а переплавлялись. На поделки также шли серебряные монеты. Развитию ремесла помогла и йеменская традиция: йеменки старались накопить как можно больше серебра- символа статуса. Невестам обязательно полагалось серебро в приданое; после свадьбы оно было их частной собственностью.
Считалось, что некоторые серебряные украшения хранят от сглаза, и люди носили их в качестве талисманов. Были амулеты для привлечения богатства, счастья, здоровья. Особой силой обладали цилиндрические полые амулеты под названием «кутуб». В них вкладывали свитки с молитвами- из Торы для евреев или из Корана для мусульман. Чепчик-гаргуш украшали монетками и носили в дни праздников.
Одна из самых древних ювелирных семей в Йемене- семья Масури. На их украшениях- керамическая краска и каббалистические штампы, а на отделке изделий дома Баддихи- изображение цветков и ромбов. Дом Бассани, которым хвастался продавец в старой Сане, считается самым знаменитым. Имя «Бассани» стало брендом, и йеменские украшения с определенного вида филигранью называются «бассани», в честь этой семьи.
Что сейчас осталось в Йемене от былого серебряного богатства, сказать трудно. Помимо того магазина в старой Сане, есть, быть может, еще парочка. Наверняка, если поискать, древние серебряные украшения найдутся в провинциальных магазинчиках или на рыночных развалах. Но иностранцам появляться там не советуют- в последнее время в Йемене всё хуже с безопасностью, и если раньше туристов просто брали в заложники, а потом отпускали, то теперь могут и убить. Думаю, немногие пойдут на такой риск ради осмотра йеменских красот и поиска еврейских древностей. Тем временем еврейский «след» уходит все дальше и дальше в прошлое и скоро, видимо, исчезнет навсегда.
Фото автора
Опубликовал: Александра Ошуркова