В рамках празднования 100-летия Тель-Авива на проспекте Ротшильда торжественно установили скульптурную статую первого мэра города Меира Дизенгофа. Выходец из Литвы скульптор Давид Зунделович запечатлел Дизенгофа на лошади и тем самым подарил Тель-Авиву весьма нестандартный памятник. Дело в том, что сегодня на тель-авивских площадях и улицах находятся сотни скульптурных композиций, и почти все они абстрактны.
Впрочем, так было не всегда. Когда Тель-Авив только создавался, жители города не гнушались и более классических образов. К примеру, состоятельный строительный подрядчик Меир Гецл Шапира заказал скульптуру льва. Причем, не в честь себя любимого, а в честь своей супруги. Лев и по сей день красуется на прежнем месте, в одном из тель-авивских переулков, и пользуется большой любовью окрестных детей.
Не всегда вживание скульптур в городскую жизнь проходило гладко. Некоторые тель-авивские образцы скульптурных памятников вызывали не просто ожесточенные споры, а настоящие войны. Взять, к примеру, установленную в 1975 году на площади Царей Израиля скульптуру в память Катастрофы. Памятник работы Игаля Тумаркина представляет из себя перевернутую пирамиду, которая опирается на желтый треугольник, что, по замыслу автора, напоминает изувеченный магендавид. Но эта конструкция из металла, стекла и камня практически никому не понравилась, а Тумаркина обвинили в безвкусии и неуважении к памяти жертв Катастрофы. Впрочем, в обвинениях виновата не композиция, а скорее ее создатель: Тумаркин отличался- и отличается- скандальным характером и бешеной страстью к эпатажу. Противники дошли даже до Верховного суда, однако памятник так никуда и не убрали. Между прочим, «спорный» Тумаркин наиболее востребован в общественных пространствах Тель-Авива: в городе стоят 25 его произведений.
Самый неожиданный автор тель-авивской скульптуры- бывший командир израильской полиции (а затем генеральный директор электрической компании) Рафи Пелед. Когда израильские энергетики заменяли последние деревянные столбы линий электропередач на бетонные, Пелед воспользовался служебным положением и пустил два столба-пенсионера «на искусство». Результат- веселые карандаши- на три месяца поместили в одном из парков, однако электропалитра до того понравилась тель-авивцам, что скульптура поселилась в городе навсегда. Так же неожиданно Тель-Авив обрел скульптурную композицию, посвященную «маткот»- самой израильской пляжной игре. Автор этого произведения и вовсе неизвестен.
Празднования столетия города подарили Тель-Авиву не только статую мэра, но и брызжущую оптимизмом скульптуру потрясающей желтой утки- из тех, что любил рисовать покойный художник Дуду Гева. Кроме того, недавний муниципальный закон обязал строительных подрядчиков выделять определенный процент стоимости проекта на создание и установку скульптурных композиций. Так что ждите новой волны скульптур, хороших и разных.
Опубликовал: Ариэль Бульштейн