Глава начинается странным пассажем: «… Войди к фараону, поскольку Я укрепил его сердце и сердце его слуг, чтобы совершить эти чудеса… И чтобы ты рассказал сыну своему и сыну сына своего, как Я издевался над египтянами…». Имейте в виду, говорит абсолютный Владыка мира, которому хвастаться чудесами и тем более тем, как Он обижал Свои создания, явно не с руки. По привычке обратимся за разъяснением к Шаху.
Сама беседа происходит после 7-й египетской казни, казни градом. Такое могло напугать любого. С неба сыплются, строго выборочно (!), огромные ледяные градины, внутри каждой пылает огонь… Да так пылает, что само слово «митлакахат» (пылающий) Шах видит состоящим из «мет» и «лекахат», т. е. «горящая смерть», вроде напалма. Грохочет кошмарный гром, сверху доносятся грозные голоса… Гибнут не убоявшиеся предупреждений люди и оставленные в поле животные, все зерновые (даже спрятанные под навесом!). Кроме, и это тоже явное чудо, почему-то пшеницы и полбы. А предупреждать фараона Моше собирается о 8-й казни, о нашествии саранчи. Для которой, собственно, и оставлены на закуску полба с пшеницей.
Сказали мудрецы, что «гром создан лишь для того, чтобы исправлять «искривление сердца», неискренность. И фараон умоляет — «Пусть прекратятся громы!». Страшно, пронимает до глубин. Восклицает (впервые!) царь: «Б-г праведен, а я и мой народ согрешили!». Но вдруг, по окончании грохота, выяснилось, что у фараона на уме было совсем другое: «Б-г и я праведны, а грешил мой народ». Вот это и есть настоящая «твёрдость сердца»! Что бы ни случилось, я прав, виноваты прочие. Не встречали?.. Гром не помог, он человек убеждённый… в своём праве и правоте.
Так зачем дальнейшие казни? Сделай маленькую «Октобер революшн», убери вредного и неисправимого монарха, и «на свободу с песней!». Для чего всё продолжается? «Чтобы ты рассказал сыну своему..!» Для нас с вами. Ради нашего Пасхального Седера! Слово «издевался» тут означает «игрался», насмехался. Над чем? Над упрямством, слепой фанатичной уверенностью. Здесь ещё один, весьма полезный урок: фанатичная самоуверенность человека куда крепче и безнадёжней, чем пресловутый «религиозный фанатизм». Потому что в «религию самого себя» куда проще уверовать, чем в некие сложные доктрины…
Создатель предупреждал Моше о будущих десяти казнях Египта. На посохе его, бывшем некогда посохом самого Адама, выгравированы инициалы названий этих казней. Как мир сотворён десятью речениями, как Тора в основе своей имеет Десять заповедей, так и злодейство наказывается десятикратно. И нашествие саранчи пробило-таки могучую фараонову самоуверенность, он провозгласил уже без оговорок: «Я согрешил!». Хватило этого, правда, ненадолго, «искривлённость сердца» требует многократного лечения.
И всё-таки не египтяне и их лидер — цель всего многомесячного действа. И не только евреи-очевидцы. «Чтобы ты рассказал сыну своему»… Перед нами разыгрываются, тогда и ныне, реальные «спектакли» в масштабах всемирного «театра». Зачем? Ради нас. Ради каждого из нас. Какой-нибудь погром суринамцами бразильцев расскажет нам о коренящейся в необлагороженном истинной духовностью сердце дикости, жестокой враждебности к «чужим». Столь, увы, нередко присущие в Америке «русскому бизнесу» жуликоватость, необязательность, бессовестность — поведает о том, что без ясно осознанного и искренне принятого морального закона недавние «интеллигентные люди» могут решать свои проблемы способом достаточно примитивным… Локтем в бок соседу, например. Напомнит, что душу надо воспитывать, и дело это непростое, одними призывами тут не отделаешься. А потому: «Чтобы рассказал ты сыну своему…»