Заместителя наркома здравоохранения Евгения Плотникова в годы Большого террора упекли в лагеря Красноярского края. Там он и сгинул. Его дочь Галя уехала с матерью-актрисой из Москвы в Казахстан. В Алма-Ате Галина поступила в театральную студию и вскоре стала ведущей актрисой местного Русского драматического театра, а мать провела все военные годы во фронтовом театре. Вскоре после войны Галина (кстати, тётя впоследствии известного поэта Евгения Евтушенко) стала женой филолога, преподававшего в местном университете (КазГУ) — Александра Лазаревича Жовтиса. Её мужа в первый раз уволили с работы за «космополитизм» в 1948 году. В пятый раз А. Жовтиса уволили с работы «за сионизм» — дружбу с Галичем. Со временем супруги стали докторами наук.
Сын Галины Евгеньевны и Александра Лазаревича — Евгений (названный в честь погибшего в лагерях деда) специализировался в области металлургии редкоземельных металлов. Он кандидат наук. В 1980-е годы Евгений стал еще и известным алма-атинским правозащитником. Кроме того, он профессиональный адвокат. После развала Советского Союза Жовтис-младший возглавил Казахстанско-Американский комитет защиты прав человека. Активность и профессионализм Е. Жовтиса при защите прав «униженных и оскорбленных», в том числе деятелей политической оппозиции, снискали ему уважение не только среди общественности Казахстана, но и в Америке. Он выступал в Конгрессе США с сообщением о состоянии прав человека в Казахстане.
В Казахстане после обретения независимости в конце 1991 года были убиты многие журналисты. Еще больше бежали за границу из-за жестоких репрессий и в результате прямых угроз.
В 1980-х годах я регулярно публиковался в казахстанском еженедельнике «Горизонт». Главного редактора этого издания Сарсенбаева, казахский президент Назарбаев вначале сделал министром информации. Но после того как бывший журналист стал неугоден, его арестовали, вывезли за город и убили выстрелом в затылок.
Сотрудников Казахстанско-Американского комитета защиты прав человека пугали неоднократно, несколько раз поджигали их помещение. Журналиста Сергея Дуванова зверски истязали за день до вылета на правозащитную конференцию в Польшу. Сергею устроили провокацию с якобы изнасилованием несовершеннолетней.
Летом 2009 года произошел трагический случай. Евгений Жовтис будучи в Алма-атинской области при весьма странных обстоятельствах сбил насмерть человека. Ехал он со скоростью 80 — 90 км/час при допускаемой 130 км/час. Внезапно на проезжей части оказался пьяный (возможно, под воздействием наркотика)… Почему-то тут же появились встречные машины, которые ослепили Евгения. Он сразу же вызвал милицию. Первоначально экспертиза вынесла решение, что водитель не мог предотвратить столкновение, а затем те же самые эксперты изменили свое заключение. Погибшего знали в его селе как опустившегося наркомана.
Суд прошел с вопиющими нарушениями прав подсудимого. Апелляция не помогла. В результате Евгения Жовтиса отправили в колонию на 4,5 года. Не помогли протесты Госдепа США и Евросоюза. Не произвела впечатления на казахского диктатора и статья в «Нью-Йорк Таймс». Назарбаев в отношении правозащитников на дипломатические демарши не реагирует. В колонии вскоре после появления там Евгения резко ужесточили режим. Заключенные понимают из-за кого. Жизнь правозащитника теперь под угрозой.
Мне приходилось участвовать в планерках на Карагандинском металлургическом комбинате с участием Назарбаева. Вел он себя чрезвычайно высокомерно, по-хамски…
В связи с предстоящим избранием Назарбаева председателем ОБСЕ от сотрудников Казахстанско-Американского комитета защиты прав человека адвоката Евгения Жовтиса потребовали замолкнуть до выборов, чтобы не сорвать избрание диктатора главой влиятельной организации. И все они умолкли.
Власти Казахстана — будущего председателя ОБСЕ — жестко ограничивают свободу прессы в своей стране, хотя к этой стране вскоре перейдет председательство в ОБСЕ. Так, в сентябре судебные приставы арестовали весь тираж очередного номера оппозиционной газеты «Республика», выходившей в Алма-Ате.
С 2007 года, когда государства-члены ОБСЕ проголосовали за председательство Казахстана в этой организации, положение со свободой СМИ в этой стране лишь ухудшилось. Газета «Республика» известна тем, что критикует авторитарное руководство Казахстана, а оно в ответ вновь и вновь пытается газету закрыть. В 2002 году редакция этого издания сгорела, причем поджигатели подвесили в окне первого этажа обезглавленную собаку (обычай казахской мафии) с запиской: «Второго предупреждения не будет». А на окне квартиры редактора повесили отрубленную голову той собаки. Все типографии Казахстана принадлежат дочери президента и не печатают «крамолы». Теперь «Республика» напоминает самиздатовскую газету: мелкий шрифт, листы скреплены степлером.
Главный редактор Интернет-сайта «Алма-Ата инфо» Рамазан Есергепов был приговорен к трем годам тюрьмы за публикацию документов, свидетельствующих о коррупции в спецслужбах Казахстана. В апреле 2009 года власти закрыли оппозиционную газету «Тасжарган»: она сообщила, что Назарбаев и его окружение получили 78 млн. долларов в качестве взятки от американских нефтяников. Все это обескураживает государства ЕС, которые поддержали кандидатуру Казахстана в качестве председателя ОБСЕ, надеясь стимулировать демократизацию. На деле вышло наоборот: летом 2009 г. в Казахстане приняли жесткие законы об Интернете и о клевете, фактически запрещающие публиковать материалы о коррумпированных чиновниках. Министры иностранных дел стран ОБСЕ выразили озабоченность, но власти Казахстана не реагируют на западную критику. Их больше тревожит перспектива «революции тюльпанов» в соседней Киргизии. Параллельно назарбаевская камарилья формирует культ личности «политика мирового уровня Назарбаева», и в Астане осенью 2009 г. установлен памятник ему. Стержнем этой рекламной кампании является предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ. Кстати, человек, который выдвинул идею председательства Казахстана в ОБСЕ, — Рахат Алиев, в то время зять Назарбаева, — в 2007 году поссорился с президентом и был заочно приговорен к 20 годам тюрьмы за якобы планирование государственного переворота. Власти Казахстана запретили «Живой журнал» после того как Алиев выложил там десятки своих бесед с Назарбаевым, компрометирующих последнего. В то же время в правящей элите Казахстана идет война между тремя племенами, по-казахски — жузами и межродовая война внутри каждого жуза: чекисты и милиция борются с финансовой полицией и прокуратурой и т. д., и т. п.
Жаль только, что в жернова этого молоха попал честнейший человек и большая умница Евгений Жовтис. Его деда уничтожили в сталинские годы, отца терроризировали, начиная со сталинских времен вплоть до андроповских, а самого Евгения отправили в лагерь при назарбаевском режиме.
На этом фоне сообщение о решении Назарбаева продать очищенный уран Ирану должно было бы отрезвить либеральных политиков стран ОБСЕ и Обаму. Но пока всё тихо.
Опубликовал: Виктор Снитковский