Вызов брошен

Продолжение.

Начало в № 917

В 1982 году Гарри Каспаров начал борьбу за мировое первенство, выиграв межзональный турнир в Москве. Затем в четвертьфинале претендентов он победил Александра Белявского, в полуфинале выиграл у Виктора Корчного и в финале — у Василия Смыслова.

«Сыграв со всей шахматной элитой (не считая чемпиона мира) 88 партий, Гарри Каспаров выиграл 41 партию, 44 свёл вничью и проиграл всего три партии. Он с первой попытки преодолел трудную дистанцию отборочного претендентского цикла и удостоился права бросить вызов чемпиону мира Анатолию Карпову», — таково мнение Марка Тайманова.

Стиль игры Гарри Каспарова становился всё более гармоничным, универсальным, с только ему присущим острым и проницательным видением позиции, хотя он по-прежнему не избегал риска, азартно шёл на тактические осложнения, а порой просто сокрушал соперника фейерверком жертв. Он сторонник красивых шахмат, одухотворённых, близких к искусству, доставляющих любителям истинное эстетическое наслаждение.

Гарри Каспаров увидел в шахматах тонкости, мимо которых проходили другие харизматичные шахматисты. В то же время он много и настойчиво работал над устранением слабых мест в своей игре с помощью исследовательских шахматных изысканий.

Его противники боялись каспаровских дебютных новинок и абсолютного превосходства в единоборстве.

В период подготовки к матчам на первенство мира 1984 — 1990 гг. он успешно сыграл тренировочные матчи с рядом сильнейших шахматистов мира: выиграл у Роберта Хюбнера, у Ульфа Андерсена, у Яна Тиммана, у Антони Майлса и у Найджела Шорта. В 1986 и 1987 гг. он выиграл крупнейшие международные турниры в Брюсселе.

Для игры Гарри Каспарова характерны «динамичность и содержательность» (Тигран Петросян), «глубокое стратегическое мастерство и отменная техника» (Михаил Таль), «фантазия и логика, в его творчестве ясно определилось сочетание спортивного и художественного аспектов шахматной борьбы» (Василий Смыслов), «Необычайный комбинационный дар, роднящий его с самим Александром Алёхиным» (Михаил Ботвинник).

Гарри Каспаров вместе с Михаилом Ботвинником с 1986 по 1992 гг. возглавлял Всесоюзную очно-заочную детско-юношескую шахматную школу, он автор ряда шахматных книг, за достижения в области шахмат награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Как указывалось выше, победив в претендентском цикле Александра Белявского, Виктора Корчного и Василия Смыслова, Гарри Каспарову открылся зелёный свет на суперматч с Анатолием Карповым на звание чемпиона мира по шахматам.

Вместе с большой радостью о предстоящей встрече на высочайшем уровне для Каспарова закончилось его чисто шахматное восприятие окружающего мира. Он ещё не представлял, что придётся бороться не только с чемпионом мира Анатолием Карповым, но и со всем его государственным, партийным, спортивным и кагэбэшным окружением. Все они до конца стояли на стороне своего любимца — чемпиона мира Анатолия Карпова, с большим мировым скандалом без игры отобравшим шахматную корону у гениального Роберта Фишера.

Вся советская рать, вернее камарилья, желала новой победы Карпову, апологету существующей системы, человеку «коренной» национальности из далёкого уральского городка Златоуста. Всем ещё была памятна незабываемая торжественная встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, оказанная Анатолию Карпову, вернувшемуся из Багио, где в непростом матче он смог обыграть невозвращенца Виктора Корчного.

Тогда после сердечных поцелуев и тёплых объятий Брежнев произнёс: «Толя, ты завоевал звание чемпиона мира. Теперь никому его не отдавай!»

Окружение Брежнева и все его холопы, присутствовавшие на приёме, приняли сказанное как руководство к действию. Теперь Каспарову предстояло вести сражение на шахматной доске за звание чемпиона мира не только с самим Карповым, но и со всем его могущественным окружением. Претенденту было откровенно заявлено представителем КГБ: «Гарик, хоть на стену лезь, но стать чемпионом мира по шахматам мы тебе не дадим!»

Суперфинальный матч на первенство мира между чемпионом мира Карповым и претендентом Каспаровым торжественно открылся 10 сентября 1984 года в Москве в Колонном зале Дома союзов. По регламенту он не отличался от предыдущих матчей Карпова с Корчным в Багио (Филиппины) в 1978 г. и в 1981 году в Мерано (Италия).

Борьба велась до шести побед одного из участников, по достижению которых он объявлялся чемпионом мира. Ничейные партии в расчёт не принимались. Матч не ограничивался количеством партий и считался безлимитным. Игровых дней было три в неделю, после игрового дня проводилось доигрывание отложенной партии.

Матч начался неожиданным провалом Гарри Каспарова. В первых девяти партиях он потерпел четыре поражения. Причина провала, думал он, является результатом отсутствия ценнейшего опыта борьбы на чемпионском уровне.

А Карпов имел большой опыт сражений и был прекрасно натренирован гроссмейстерами Игорем Зайцевым и Сергеем Макарычевым. Тренерами Каспарова были Александр Никитин, Иосиф Дорфман и Евгений Владимиров.

Выигранные Гарри Каспаровым претендентские матчи не могли идти ни в какое сравнение с суперфиналом. Тогда Анатолий Карпов выглядел профессионалом, а Гарри — способным любителем. Не более. А главное, в этой борьбе проявился стиль игры Анатолия Карпова — бесстрастный, монотонный, подчас настолько невыразительный в тактическом плане, что всё это отрицательно действовало на соперника.

В стратегическом плане всё сводилось к ограничению подвижности в пространстве шахматного материала соперника, особенно коней, затем следовало использование стратегических выгод позиций и удушающие действия в финальной стадии партии.

Поэтому Каспарову по ходу матча следовало срочно принять радикальные меры по «ремонту своего дебютного репертуара». Он обратился к Михаилу Ботвиннику и получил совет: «Чтобы освоиться с манерой игры Анатолия Карпова, следует перевести течение матча в спокойное ничейное русло».

Это сработало великолепно на протяжении семнадцати партий. Каспаров успокоился, детально изучил стиль игры Карпова и настроился на победный лад, устранив при этом все пробелы в своём подготовительном периоде.

Однако в 27-й партии его ожидал очередной нокдаун, после которого недалеко было и до нокаута. В этой партии Карпову самым невероятным образом удалось ещё раз использовать психологические выгоды своей позиции и довести партию до победного конца. Счёт матча стал 5:0 в пользу чемпиона мира. Анатолию Карпову оставалось добиться ещё одной победы, и его визави как претендент на шахматную корону будет раздавлен если не навсегда, то надолго.

Анатолий Карпов при поддержке властей СССР действовал нагло и всеми недозволенными методами. Им нужен был поверженный Каспаров.

Как уже упоминалось, будучи в служебной командировке в Москве, мне довелось присутствовать на многих партиях матча, где и произошло наше знакомство с гроссмейстером Давидом Бронштейном и его дочерью. И вот к нам во время 27-й партии неоднократно подходил телохранитель Анатолия Карпова (лично знакомый с Бронштейном) и всё время говорил, что чемпион мира смертельно устал и если у него к 27-му ходу не будет явного преимущества, то он эту партию не выиграет.

Присутствуя на игре, я наблюдал, как к Анатолию Карпову каждый день в 9:00 вечера приезжал секретарь ЦК Пётр Долгих. Думаю, он не был болельщиком, ибо настоящие болельщики приезжают к началу игры, как это регулярно делали Алла Пугачёва, Марина Неёлова и многие другие. Нет, Пётр Долгих приезжал, чтобы требовать скорейшего завершения матча.

Но Гарри Каспаров выстоял в серии ничьих и на 32-й партии добился столь долгожданной победы. Как показали дальнейшие события, это было началом поражения Карпова в этом и последующих четырёх матчах на первенство мира.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора