Ну, вот и прослушали россияне Послание своего президента, давно готовившееся и заранее им обещанное как невиданный подарок. Формально оно адресовано Федеральному собранию России, но по замыслу вроде как всем.
Вот и мы прослушали издалека. Каково же впечатление? Мне кажется, что это, с одной стороны, дымовая завеса, чтобы те, кому не положено, ничего за ней не разглядели. С другой стороны, это пиар-акция, призванная доказать, что Дмитрий Анатольевич Медведев не второе лицо в государстве, а именно первое — настоящий, дескать, президент, не бутафорный. А то ведь не верят. Его рейтинг и в стране, согласно опросам общественного мнения, в последнее время стал падать, а уж на мировой арене — так просто катастрофа. Вот посмотрите: в списке 67 самых влиятельных людей планеты, по версии американского журнала Forbes, Путин значится на 3-м месте (на первом, естественно, Обама), а Медведев — аж на 43-м, к тому же он даже ниже, чем заместитель Путина, вице-премьер Сечин, поставленный аналитиками журнала перед Медведевым, на 42-е место. Я пренебрег бы соображениями этих аналитиков, но представляю себе, как Дмитрию Анатольевичу обидно.
Большой отряд спичрайтеров долго корпел над составлением этого Послания. Старались ничего не упустить, всё до мелочей вставить в текст — президент, мол, знает всё, всем рулит, и нет ничего такого, чем глава государства в высшей степени не озабочен, вот он какой! Сто минут президент старательно читал текст Послания. Закончил своим призывом «Россия, вперед!», опробованным два месяца назад в одноименной статье. К этому мы еще вернемся, а пока — о наговоренном.
Наговорено было, на мой взгляд, более чем чрезмерно — с три короба. Или сорок бочек арестантов — было у нас на родине и такое выражение, означающее, что много наворочено и не поймешь, что там по делу, что просто так. Еще в таком случае говорят, что за деревьями не видно леса, то есть за частностями укрылось что-то главное. А у французов на слуху чья-то фраза: искусство наводить скуку состоит в стремлении рассказать обо всем. Перестарались спичрайтеры. В результате получился туман, внимание аудитории отвлечено от важного и распылено по мелочам. Впрочем, не исключено, что так и задумано было.
Как пример приведу цитатку: «Мы начали переход к использованию энергосберегающих ламп. Люди получат существенную экономию затрат»… Как заметил Матвей Ганапольский в «Ежедневном журнале», не царское это дело — президенту лампочками заниматься, «россияне не простят Медведеву нецарского поведения и будут ему тыкать этими лампочками в лицо, как тыкали Хрущеву кукурузой». И действительно, людям, озабоченным проблемой выживания, обещанная президентом «экономия затрат», как говорится, до лампочки. Тем более, что от замены лампочки Ильича лампочкой Медведева на хлеб с маслом не сэкономишь.
Другой пример нецарского поведения: «Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить все выгоды от экономии, очевидные неудобства, но сделать это надо. Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчеркиваю, объективный ответ на эти вопросы». Неужели президент не мог заранее проконсультироваться со специалистами? Выяснил бы для себя, что эти вопросы дискутируются многими десятилетиями и объективного ответа на них быть не может.
И такой ерунды много напихано во все разделы Послания. «На одной из моих встреч с учителями, — рассказал Медведев, — ими было правильно замечено: «Хватит уже переставлять ударения в словах, надо заняться реальными проблемами, которых в нашей стране достаточно». Странно, что эта фраза включена в текст Послания — она адекватна как реакция на Послание в целом.
Даже в вопросе о Вооруженных Силах президент как главнокомандующий из Послания не воспринимается. Николай Патрушев, который ныне секретарь Совета безопасности, с месяц назад сообщил журналистам о разработке новой военной доктрины. Анатолий Сердюков, министр обороны, затеял кардинальную реформу российской армии и флота. А президент-главнокомандующий, если судить по тексту Послания, от этих главных проблем в стороне, он вроде бы занимается тем, что в действительности входит в функции чиновника средней руки из соответствующего подразделения Министерства обороны: «В следующем году необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, 3 атомные подводные лодки и 1 боевой корабль класса «корвет», 11 космических аппаратов. Все это надо сделать».
Послание переполнено банальностями, которые верны, но в серьезном документе неуместны, особенно же в сочетании с пренебрежением к правде о настоящем и маниловскими мечтаниями о будущем: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям.
Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику».
Пока в стране нет демократии (хотя президент говорит, что она есть), не будет и модернизации, не будет ни умной экономики, ни умной политики, останется то же архаичное общество, «в котором вожди думают и решают за всех». Более всего меня поразило, что президент, который до сих пор любил афишировать себя как юриста, обошел творящийся в стране прокурорский беспредел и несамостоятельность судебной системы. Хамовнический суд своей практикой рассмотрения дела Ходорковского и Лебедева дискредитирует президента-юриста безапелляционно, что бы он ни говорил о преодолении правового нигилизма и о недостойных сотрудниках, которых следует предавать суду.
«Дорогие друзья! В следующем году мы празднуем 65-летие Победы, чествуем наших ветеранов — спасителей нашего Отечества, героев, отстоявших нашу свободу»… Это сказано президентом России в заключительном разделе его речи. Однако не выходят из памяти его слова, мимоходом произнесенные до того: «Ключевая задача, которую мы обязаны решить, — это обеспечение ветеранов жильем». Если в стране-победителе оставшиеся в живых немногочисленные ветераны-долгожители все еще не обеспечены жильем, то как их будут чествовать в годовщину Победы? Очередной медалькой на грудь? Какой позор! А президенту — как с гуся вода.
Характерно, что каждый раз, когда президент говорил «Я поручаю правительству…» или «Правительству следует…», телекамеры высвечивали лицо премьер-министра, и в его выражении нельзя было обнаружить ни проявления интереса, ни вообще внимания, а только скуку и безразличие: дескать, мели Емеля, твоя неделя. Наверняка текст президентского Послания был с премьер-министром согласован, и всё, что там было сказано, его вполне устраивало.
Между тем, многие в России увидели в Послании президента Медведева позитивные моменты. Они там, действительно, есть — это признание властью своих грехов и проблем, это и фразы, которые при желании можно толковать как критику путинского курса. Возможно, эти фразы были вписаны в текст послания специально для того, чтобы дать возможность людям потолковать и при этом понаблюдать за ними. Я не верю, что за этими фразами последуют какие-то действия в духе конфронтации между Медведевым и Путиным. «Мы одной крови», — сказал Медведев (по другому, правда, поводу). И за неделю до оглашения своего Послания он в интервью германскому журналу Spiegel выразил убеждение, что его тандем с Путиным эффективен.
А я в них вообще тандема не вижу. Тандем — это двухместный велосипед, где двое синхронно крутят педали, а один из них, который впереди, при этом еще и рулит. Могут поменяться местами, тогда уже другой рулит. В тандеме иначе нельзя, потому что руль там только с одной стороны, и задом тандем не едет. В России же особый случай: ребята пересели; за рулем теперь вроде бы Медведев, а рулит все равно Путин — руки КГБ, как известно, длинные, с заднего седла до руля легко достают. Медведев подгоняет: «Россия, вперед!», а Путин знай крутит руль в любезное ему советское прошлое, и получается «Россия, назад!». Рама в тандеме неразборная, держит колеса крепко, так что разъехаться в разные стороны они не могут, остановились, и если упадут, то вместе, но могут и не упасть, если найдут подпорку, вот они ее вдвоем и ищут, пока безуспешно.
Путин видит подпорку режиму в репрессиях, Медведев — в заклинаниях. «Где посадки?», — грозно спросил Путин руководителей МВД, ФСБ и прокуратуры на заседании правительства. Это было с полгода назад, и этот вопрос премьера широко цитировали СМИ. Теперь будут цитировать Медведева: «одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо». Разница невелика, близнецы-братья: мы говорим Путин, подразумеваем — Медведев, мы говорим Медведев, подразумеваем — Путин!
Нет, все-таки не тандем они, а тянитолкай. Из «Доктора Айболита» Корнея Чуковского. Диковинный такой зверь с двумя головами: одна спереди, другая сзади, и смотрят они в разные стороны. Про ноги у Корнея Ивановича, кажется, ничего не было сказано, но если головы смотрят в разные стороны, то и ноги тоже, поэтому, если потянут или толкнут тянитолкая его ноги, то в разные стороны — то направление, что для одной головы вперед, для другой будет назад, и если сможет реально куда-то двинуться этот тянитолкай, то разве что вбок. Своим особенным путем, вбок от магистральной дороги, проложенной к прогрессу наиболее успешными странами. Такова безрадостная картина, хотя, посмотрите, Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца, что и говорить, по-прежнему великолепен!