Стоп — кадры жизни

Время необратимо, и чем дальше уходят от нас события Второй мировой войны, тем больше возрастает важность сохранения и передачи следующим поколениям, нашим детям и внукам, знаний о трагедии еврейского народа в годы нацистского нашествия, о героическом сопротивлении евреев в гетто, партизанских отрядах.

Известный минский кинодокументалист Лев Слобин, автор более 50 документальных фильмов и множества видеосюжетов, посвятил этой благородной цели многие годы своей жизни, встречался с оставшимися в живых участниками тех событий, снимал и записывал их воспоминания. Часть из них вошла в недавно изданную им в Минске книгу «Осталось за кадром и между строк…», вызвавшую большой интерес у читателей в разных странах.

Объясняя цель своей работы, он отмечает: «С каждым годом все более звучит святой лозунг, уже затертый, постоянно расходящийся с реалиями нашей жизни: «Никто не забыт! Ничто не забыто!» Тем более благородней стоит задача собрать и сохранить оставшиеся сведения».

Все 23 очерка, составившие книгу, — это воспоминания евреев и белорусов, поляков, русских, в каждом непосредственные участники событий рассказывают о неизвестных и малоизвестных страницах истории Холокоста на белорусской земле, о мужестве и героизме евреев — подпольщиков и партизан, о жизни белорусских евреев, переживших эти трагические годы.

Фронтовой кинооператор Иосиф Вейнерович, юный Владимир Светлов — свидетели оккупации города, образования гетто, Муся Левина, работавшая на Белорусском радио, и другие, рассказывают о том, как жители города, оказавшись в полном неведении о продвижении немецких воинских частей и их танковых колонн, до последнего момента оставались на рабочих местах.

«Из-за преступного засекречивания сведений о стремительном наступлении врага, — вспоминает Иосиф Протас, которому в то время было 15 лет, — население Белоруссии никто не информировал. Об этом молчало Белорусское радио. Звучала убаюкивающая музыка, и чаще всего — песни, среди которых «Ой рэчанька, рэчанька…» да украинская «Распрягайте, хлопцы, коней!».., а еще время от времени что-то бравурное и патриотическое… Позже стали появляться сводки Совинформбюро, но с общими неконкретными фразами. Население еще продолжало трудиться на рабочих местах, многие и не пытались что-либо предпринимать, не имея объективной информации. По радио звучали призывы не поддаваться провокациям и не паниковать. А вскоре радио и вовсе замолчало».

Нельзя без волнения читать воспоминания Эммы Шефтер, Бориса Гимельштейна, Фиры Каплан, Валентины Токарской, Елены Пекарской и других, рисующих страшную картину жизни в гетто, массовые погромы и расстрелы ни в чем не повинных людей. Ранят сердце воспоминания Ани Гуревич, оставшейся в живых только благодаря тому, что маме удалось подкинуть ее в детский дом за пределами гетто. «Наша семья, — говорит она, — с учетом маминой родни — братьев, сестер, мужей и детей, составляла до войны 39 человек. Но все они до одного погибли».

Обращают на себя внимание рассказы бывших узников гетто о мужественных людях, которые рискуя своей жизнью, жизнями родных и близких, спасали евреев.

Впечатляет рассказ Раисы Эпштейн-Гитлиной, которая вместе с Лизой Гуткович с помощью немецкого офицера В. Шульца, влюбившегося в депортированную из Франкфурта-на-Майне еврейскую узницу Ильзу Штайн, организовали побег 25 евреев из Минского гетто в партизанский отряд.

На страницах книги читатель найдет многочисленные новые факты из Летописи еврейского сопротивления в Белоруссии. Воспоминания Юлия и Марка Тайцев, Григория Левенчука, Абрама Рубенчика и других участников партизанского движения свидетельствуют, что евреи были не только жертвами нацистского геноцида, но и героями, сражавшимися с гитлеровскими оккупантами. Марк Тайц, например, вспоминает, что в партизанском отряде имени Чапаева воевало немало евреев, рассказывает об отце, создавшем в партизанском лагере госпиталь, обслуживавший раненых из многих отрядов, о заместителе командира по разведке Абраме Изексоне, о герое-подрывнике Семене (Зисуле) Лапидусе. «На его счету, — говорит Марк, — семнадцать пущенных под откос немецких эшелонов. Он был награжден орденом Красного Знамени, но звания Героя Советского Союза за его подвиги ему все же не дали. И понятно почему».

Бывших партизан не обошли и случаи антисемитизма. Как вспоминает Михаил Дорский, «многие из спасшихся евреев, придя в партизанский отряд из гетто, были вынуждены для собственной безопасности менять в документах имена и фамилии и в дальнейшем оставлять их».

Один из очерков написан самим Львом Слобиным. Его название: «Живу и надеюсь на чудо» начинается словами: «Сколь скоротечно время, осознать можно, увы, лишь прожив жизнь. Это не новая мысль. Очевидно, поэтому из-за невозможности что-либо повторить или изменить, так часто посещают меня воспоминания о давно минувшем времени, возникающие в памяти, как стоп-кадры в кино».

Следует отметить, что книга, являясь ценным документальным источником фактов, событий, произошедших на белорусской земле в годы нацистской оккупации, представляет не только научную ценность, но и большой интерес для широкого круга читателей.

Давид Мельцер

и Генрих Рутман

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора