Этот раздел самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира, от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений человечества от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», которая посещает этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Тв-рца, Хава отведала запретный плод с «Древа познания добра и зла» и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родононачальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель «из первенцев своих овец». Вс-вышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника предпотопной эпохи Ноаха с семьей.
Тора — не учебник истории, а Устав, в котором излагается миссия Человека во вселенной. У этой Книги много смысловых пластов. Это особенно заметно в разделе «Брешит». Одному только первому слову «Брешит» посвящены сотни комментариев.
Уже первый стих вызывает разночтения. Его традиционный перевод «Вначале создал Г-сподь…» не для всех приемлем. Из него следует, что Тора последовательно излагает этапы Творения, что Б-г создавал в порядке очередности небо, землю, мрак, воду, свет и т. д. Однако мудрецы, в первую очередь, Раши (рабби Шломо Ицхаки, XI век, Франция) и Ибн-Эзра (XI — XII века, Испания) опровергают такой подход, указывая, в частности, на грамматическую форму слова «брешит», которая требует прямого дополнения. По их мнению, первый стих должен звучать так: «Вначале сотворения Б-гом неба и земли, когда земля была невообразимым хаосом и тьма покрывала бездну, а дух Б-га витал над поверхностью вод, сказал Б-г: «Да будет свет!»
Иначе говоря, в самый первый момент Б-г сотворил из абсолютной пустоты некую исходную субстанцию (небо и землю), которая послужила затем материалом для создания вселенной, всех ее атрибутов и человека — венца Творения.
Затем «… отделил Б-г свет от тьмы». Речь идет о создании временного пространства, о смене дня и ночи. Слово «отделил», «явдель» имеет гематрию (числовую сумму букв) 52, по количеству недель в году.
Во второй день был сформирован небесный свод, включая, возможно, атмосферу и космическое пространство, а также верхние и нижние воды. Традиция учит, что тогда же появились ангелы и духи.
В третий день Тв-рец разделил сушу и моря и создал растительную жизнь. Затем, на четвертый день, заняли свои места на небе солнце, луна и звезды, «чтобы отделять день от ночи, для знамений и для времени, дней и лет». Здесь мы читаем странные, на первый взгляд, слова: «И создал Б-г два больших светила: большое светило для господства днем и малое светило для господства ночью…» (1:16). Почему луна называется одновременно «большим» и «малым» светилом?
Никакого противоречия нет. На небе солнце и луна кажутся равновеликими (солнце больше луны в диаметре приблизительно в 400 раз, но оно расположено дальше от Земли, чем луна, — тоже в 400 раз). Только эти два светила видны нам в форме дисков; другие планеты солнечной системы приобретают дисковидную форму только при наблюдении в телескоп, а звезды, даже сверхгигантские, остаются светящимися точками и при очень сильном увеличении. С другой стороны, луна не только гораздо меньше и холоднее солнца; она — «мертвая» планета, спутница Земли. Даже ее свет — не ее собственный, а отраженный солнечный, в то время как солнце «греет» все окружающие планеты, снабжает их жизненной энергией.
Адамово ребро
В пятый день образовались низшие виды животного мира: птицы, рыбы, насекомые. В шестой день появились млекопитающие и «под вечер» — сам человек, «Адам а-ришон». Первое человеческое существо было сотворено в виде двухполового гибрида. Позже Тора сообщает, что Б-г создал Хаву (Еву) из «цэла» Адама. Ивритское слово «цэла» может означать «ребро», «грань» или «сторону». Отсюда известная ошибка в переводе. Многие неправильно поняли, будто Б-г изготовил Хаву из адамова ребра. Но, согласно Устному учению, мужчина и женщина были изначально созданы вместе и позже разделены: пока Адам спал, Б-г произвел «хирургическую операцию»: отделил от него ту его часть, сторону, которая стала Хавой (в переводе с иврита: «дающая жизнь», т. е. мать; кстати, если кто не знает, имя Адам, «человек», образовано от слова «адама», земля, потому что «изготовил Б-г человека из земного праха»). Им же Б-г дал первую заповедь: «пру
у-рву», плодитесь и размножайтесь. Технически эта мицва относится ко всем живым существам, но только на людей возложена обязанность заселять мир, создавать семьи и воспитывать детей, быть полезными членами общества.
Мостик
к святости
«И были завершены небеса, и земля, и все воинство их. И завершил Б-г в день седьмой работу свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо тогда Он отдыхал от всей Своей работы, которую сотворил Б-г, чтобы делать». В этом стихе, вошедшем в текст традиционного кидуша, освящения субботнего дня над бокалом вина, торжественно провозглашается, что Б-г сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день отдыхал. Свидетельство Торы легло в основу еврейского шаббата.
Б-г освятил шаббат, потому что «тогда Он отдыхал от всей Своей работы». Другими словами, идея освящения шаббата состоит в отказе от работы. Но в продолжении стиха употребляется слово «делать»: отдых сопровождался некоей «активностью». Тут никакого противоречия нет. Б-г «отдыхал» от физического творения, но Он создал в это время духовную сферу, которая регенерируется каждый шаббат. Мир Субботы гораздо выше, совершеннее мира шестидневных будней, с которым он чередуется, но эти два мира не отделены друг от друга глухой стеной. Их гармонично связывает Человек, становясь мостиком между будничным и святым, между трудовой неделей и шаббатом. Адам и Хава были созданы последними, в канун шаббата, потому что только Человек обладает разумом, чтобы внести святость шаббата в свою повседневную жизнь. Из всех существ только он может творить святость. Ангелы святы, но они статичны, неизменны. Они не могут совершенствовать себя и мир. На такое способен только Человек. Шаббат — это печать Б-га, данная в пользование Человеку. Именно человеческая деятельность трансформирует вселенную из бесцельного нагромождения материи в чистое зеркало Б-жественной воли. n