Чтобы понять суть каждого еврейского праздника, необходимо рассмотреть этот праздник в контексте всего календаря.
Праздники — это различные аспекты целостной системы развития человека.
Разберем место Рош Хашана в этой системе.
Ключом к пониманию будет «комплект» из трех праздников — Песах, Шавуот, Суккот.
Традиция называет их «шалош регалим», что в переводе с иврита «три ноги».
Буквальный смысл этой фразы — «с помощью ног ходят». В эти праздники евреи ходили пешком со всего Израиля в Иерусалимский Храм. Но Храма сейчас нет. Можем ли мы без Храма куда-то ходить в эти праздники?
Ноги символизируют движение. Существует движение в пространстве, и наши праздники иллюстрируют идею «Дорога к Храму».
Существует духовное движение, которое называется «развитие».
А куда мы приближаемся в этом случае? Сказано, что в духовном мире близость — это подобие, схожесть. Близкие мне люди — это те, с которыми у меня есть схожие интересы.
И развитие — это приближение ко Вс-вышнему, который является обладателем всех качеств в их идеальном воплощении. Он Всезнающий, Всемогущий, а также Терпеливый, Добрый и что еще интересно — Самый Скромный (в том смысле, что Он всем управляет, а мы Его при этом не видим).
Итак, «Шалош Решалим» учат нас движению по дороге собственного развития.
Но что еще более интересно, в этих праздниках важны не только сами праздники, но и интервалы между ними.
В них как в паузах между звуками в музыке содержится суть.
Итак, двинемся в путь.
Песах — это освобождение от монопольного влияния на нас нашего эго.
Далее, на следующей точке нас ждет получение самого мощного ресурса — Света Вс-вышнего, содержащегося в Торе.
Но чтобы получить, надо уметь этим воспользоваться.
Если раба выпустить на свободу и предложить ему деньги — он их пропьет. Много денег — он сопьется. Человек должен уметь распорядиться ресурсами.
Проделайте упражнение и задайте себе вопрос: если дадут много денег или много свободного времени, сможем ли мы распорядиться этим со смыслом?
Чем более развит человек, тем более разумно он использует ресурс.
Поэтому Вс-вышний готовил евреев к получению «мега-ресурса».
Первый интервал между Песах и Шавуот — это 7 недель сфират
а-омер.
Традиция дает нам четкий урок. С помощью системы сфирот мы определяем семь ключевых качеств нашего характера. Каждую неделю мы совершенствуем одно из них.
В результате работы над собой мы поднимаемся на более высокий уровень, и Вс-вышний доверяет нам свой ресурс.
Далее, между Шавуот и Суккот — еще более сложная задача.
Мы отрабатываем механизм тшувы — исправления ошибок.
Работа над ошибками — очень непроста, т. к., сбившись с «про-торе-нного» пути, мы можем попасть в любую яму. И нужно уметь разобраться и в яме, и в дороге обратно.
Итак, в календаре после Шавуот идет 17 Тамуза, день, когда евреи совершили ошибку. На языке символов Торы ошибка изображена в виде Тельца.
Далее, после ошибки идет период осознания — 40 дней до 1 элула.
И, наконец, осознав ситуацию, человек совершает тшуву — исправление. Это период в 40 дней — от 1 элула до Йом Кипур.
«Финишная прямая» этого процесса — 10 дней, «которые потрясли мир» — внутренний мир человека.
Рош Хашана — это Судный день.
Суд — это объективный орган, который оценивает работу. Дело в том, что человеку свойственно рационализировать поступки, т. е. оправдывать себя (и заодно обвинять всех остальных).
Суд оценивает и наше духовное развитие, и нашу работу по исправлению. Кстати, исправляя ошибки, мы получаем бесценный опыт. Как сказано, на ошибках учатся.
В Йом Кипур все исправленные ошибки «стираются», и в человеке обновляется духовный канал связи со Вс-вышним. Это является источником радости, которую и символизирует праздник Суккот.
Итак, мы освобождаемся от давления эго, духовно растем, мудреем, учимся исправлять свои ошибки, оценивать свою работу и радоваться результатам своих усилий, которые и являются нашим духовным урожаем. Суккот — праздник собранного урожая.
И параллельно этому мы заканчиваем цикл изучения Торы, переходя на следующий уровень.
Опубликовал: Рав Меир БРУК