В старом советском фильме именно так заявил комбат, получив приказ от начдива. И отказался его выполнять. Что же мне мучительно напоминают разговоры про «Шаббат у этих религиозников», и что законы Торы относятся только к «пейсатым»?..
«И не с вами одними заключаю Я этот союз и эту клятву, а с теми, кто находится здесь с нами, стоит сегодня перед Г-сподом Б-гом нашим, и с теми, кого нет сегодня здесь с нами». Вы, конечно, уже поняли: вам станут рассказывать о вашей персональной обязанности жить по Торе, поскольку союз заключили и за вас? Но ведь «я этого приказа не подписывал!»
Мы, конечно, доберёмся до нас сегодняшних, но вначале посмотрим, что выделяют в этом тексте мудрецы. Рабби Ноах Мендес видит фразы «те, кто с нами здесь», и «те, кого нет с нами здесь», как шифровки — последние буквы слов и той, и другой образуют слово «Тора». Мудрецы Талмуда поясняют в трактате Швуот («Клятвы»), что новый завет, заключённый Моше с Создателем от имени народа, — это тот же Синайский завет! Просто в каждом поколении он обновляется. «А как же новые заповеди, например, чтение «Мегилы» в Пурим? — Это только реализация Синайского завета!»
Одно из значений «те, кого нет с нами сегодня» — прежние поколения. Праотцы, другие ушедшие евреи. Сифтей коэн даёт, как обычно, нестандартный аспект: Моше использовал оборот «те, кто не с нами,… стоят перед Г-сподом», чтобы уменьшить нашу коллективную ответственность! Известно, что все евреи — поручители друг за друга, народ — единая душа. Но если кто-то ведёт себя не очень достойно, осталась возможность хотя бы за часть проступков ему расплатиться лично, не отягощая общество. Он же «стоит перед Г-сподом»!
Согласно нашим учителям, другое значение «тех, кто не с нами» — те, кто стоит здесь, внутренне не желая вступать в Завет. Для них речь Моше — предостережение: Творец всё видит и за всё взыщет (или наградит)!
Рабейну Бехайя задаётся вопросом: «Как может кто-то «подписать приказ» за меня?» И отвечает: «Поскольку родители подобны корням, «ветки», их порождения (потомки) обязаны подчиняться прежним договорам. Рав Гирш предлагает и другие объяснения. Во-первых, существует правило: некто имеет право без моего ведома приобрести для меня хорошее, но — не долг. А Тора — наилучший подарок Творца! Ещё: все души Израиля присутствовали при заключении Завета на горе Синай. А поскольку души — как бы «отцы тел», ответственные за их строение и функционирование, то и целый человек в мире, где душа и тело вместе, примет завет, заключённый с душой. Интересное подтверждение находит Сифтей коэн: гематрия «те, кого нет здесь с нами», даёт гематрию слов «только душа»! Третье же объяснение рава Гирша и вовсе неотразимо: поскольку Творец создал и оживляет всё, кто может осмелиться не исполнить Его волю? Тору он подарил исключительно для нашего блага, но и отказаться принять её мы не имеем права — ведь мы Его порождения, в полной власти Создателя!
Книга «Зогар» отталкивается от наших пасуков и даёт развёрнутую картину мироздания, слишком подробную для газетной статьи. В частности мы узнаём, что «нерождённые» души всегда стоят перед Создателем «в той же форме, в которой они воплотятся на земле». Не случайно Моше использует глагол «стоять», относящийся, как известно, к положению ангелов перед Всевышним. Мы, люди, тоже используем это в самой главной молитве — она так и названа «амида», «стояние»! Произносим её шепотом, в глубокой сосредоточенности, представляя (или ощущая) себя стоящим перед Создателем. Так вот, Завет «с теми, кто сейчас не здесь», заключается индивидуально со всеми душами в «мире Трона», откуда души и опускаются на Землю. Слова пасука относятся «ко всем душам от начала Сотворения Мира до его конца». И тот факт, что души, скажем, коэнов, простых евреев или иноплеменников получат на земле разные роли, зависит от особенностей самой души и вызванных этими особенностями деталей всеобщего Завета.
Суммируя, должны ли мы принимать на себя Завет, если не мы заключали его (или подписали некогда в духовном мире, но неотчётливо помним это)? Не будем ещё раз пересказывать аргументы — перечитайте, пожалуйста, предыдущие абзацы. Глупо не прислушаться к словам Всесильного и Всезнающего? Думаю, да. Особенно если они для нашей пользы и приятности. Дело тут, может быть, не столько в логике, а в простом эмоциональном заключении: какой же я дурак, если отказываюсь от драгоценного подарка Того, Кто весь добро! Даже не распробовав…