Посчитаем. «Повели сынам Израиля, и дадут из наследия своего города для проживания левитам, и угодья вокруг городов дадут левитам. И будут города им для проживания, а угодья для их скота и имущества, и для всех жизненных нужд».
Талмуд и позднейшие комментаторы подробно разбирают устройство угодий и статус городов. Существовало 6 особых «городов-убежищ», в которые мог бежать непреднамеренный убийца. Эти города давали ему защиту от кровомстителей. Если родственники погибшего не желали мстить, кровомстителя назначал суд города, где проживал несчастный. Так что единственное безопасное место убежище для убившего по неосторожности — это левитские города.
Три особых «города-убежища» находились во внутреннем Израиле и три — в Заиорданье, в земле Гилад. Причина явного неравенства (за Иорданом обитали два с половиной колена против девяти с половиной в основной части страны) мудрецам очевидна. «Случайных» несчастий в Гиладе больше, поскольку он расположен дальше от Храма, от центров еврейской учёности. Слабее благословение, защищающее жителей. Талмуд детально рассчитывает расположение этих особых городов, чтобы из любого места можно было быстро до них добраться и не пролилась кровь невинного. Ведь ненамеренный убийца не осуждался на смерть! Дана в деталях система дорог и дорожных указателей.
Всего левитам отделено 48 поселений (по гематрии слова «моах», мозг). Остальные 42 города тоже предоставляли защиту, но с двумя важными отличиями: в них надо было платить за съём жилья, и убийца, не знающий об особом статусе города, защите не подлежал.
Города выделялись добровольно («из наследия», из собственности колен), при этом земля оставалась владением «спонсоров». «Для проживания» — их давали готовыми и благоустроенными, удобными для жизни. Левитам не позволялось застраивать пригородные угодья либо превращать в «зелёную зону» улицы городов. Часть угодий занимали сады и парки, часть использовалась для хозяйственных нужд. Мы не будем входить в детали, умные градостроители там уже пошарили.
Обратим внимание на иное. Талмуд приводит рассказ про рабби Йешуа бен Леви, что пророк Элиягу надолго прекратил общение с ним, когда в нескольких километрах от праведника медведь задрал человека. Это значило, что праведности рабби Йешуа не хватило, чтобы защитить живущих вокруг! Автор книги «Мало аомер» выводит из факта, что города левитов описаны в Торе дважды, что у самих этих городов имелись две разные функции. Во-первых, будучи центрами учёности и благочестия, они должны были защищать народ от бед. А уж если сила «духовного щита» оказывалась недостаточной и несчастья всё же происходили, тогда становились приютом для случайных убийц. Сегодня, пожалуй, самыми частыми обитателями «приютов» стали бы лихачи-водители.
Заметим, что сознательным убийцам эти города защиту не давали («даже от жертвенника Моего возьми его на смерть»). А тем, кто в ладах с техникой безопасности, города и не требовались: их оправдывал суд по месту жительства. «Перевоспитательный приют» левитских городов предназначался исключительно для пренебрегших возможной угрозой для жизни окружающих, из-за своих действий или бракованного снаряжения. «Пойди, поучись, — говорит такому Тора, — у людей, посвящающих себя Моему милосердному учению, ценности жизни. Посмотри, как даже к тебе, чьи руки по неосторожности запятнаны кровью, они отнесутся, как к равному и достойному уважения человеку. Постараются сделать всё, чтобы твоя жизнь в городе стала насыщенной и полноценной». По одному из мнений в Талмуде, если таким случайным убийцей оказывался ученик, в город-убежище следовал за ним и учитель — ведь сказано, «чтобы он (убийца) жил там!» А жить — это значит изучать законы Того, кто дарует жизнь!
Мы, конечно, не можем провести линейную аналогию между городами левитов, сосредоточенных на изучении и обучении народа Торе, и современными центрами еврейской учёности. Даже во времена Второго Храма, когда меньшинство народа вернулось из изгнания на Святую Землю, левиты жили уже не в отдельных городах, а в основном вокруг Иерусалимского Храма. Но кое-что подметить не мешает.
Колено Леви названо «святым народом внутри святого народа». Душой Израиля. Когда же его защита народа от бед становилась недостаточной (и требовался «второй статус» города-убежища)? Либо если ослабевало изучение Торы, либо когда жители окрестных земель обрывали свою связь с мудрецами. Переставали обращаться к ним с вопросами, брать с них пример бескорыстного служения истине. Или же если местное колено не желало в достаточной мере помочь левитам «жить»: изучать Тору и обучать ей в приемлемых условиях.
Обратите внимание: левиты были столь мало сосредоточены на материальной стороне своей жизни, что Торе пришлось «защитить» их от собственного бескорыстия — строго регламентировать минимум необходимых для них удобств.
Как видите, душа стоит не особенно дорого. Ну, скажем, десятину. Но относиться к этой «десятине» нужно очень внимательно!