Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Вс-вышнего и получил в награду «союз мира». Б-г велит «преследовать и разгромить мидьянитян», пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек — чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается описанием субботних и праздничных жертвоприношений в Храме.
«Вот Я заключаю с ним Мой союз мира… за то, что возревновал он за Г-спода своего…» (25:12-13).
Когда Зимри, лидер колена Шимона, привел в стан к Шатру Откровения моавитянскую принцессу Козби, чтобы открыто, не таясь, совершить с ней прелюбодеяние, все присутствующие, включая Моше, замерли от ужаса, не зная, как реагировать. Не растерялся лишь Пинхас, внук Аарона. Защищая честь Б-га, он казнил развратную парочку.
Мидраш делает неожиданный вывод из этого трагического эпизода: «За то, что Моше не нашел в себе сил убить Зимри, никто не знает где его могила».
Почему из-за нерешительности Моше от нас было скрыто место его погребения? Какая связь между этими двумя фактами?
Причинно-следственная связь здесь такая. «Критики» утверждают, что Моше не мог быть таким великим, как описывает его Тора. Ведь если он действительно говорил «лицом к лицу» с Б-гом, то почему он не удостоился вечной жизни? Почему не вознесся живым на небеса, как праведник Ханох и пророк Элиягу, а умер, как простой человек? Поэтому, резюмируют «критики», Пятикнижие — это панегирик Моше самому себе, красивая легенда, написанная самим героем с единственной целью самовозвеличивания.
Довод «критиков» просто смехотворен; опровергнуть его ничего не стоит. В самом деле, ведь Моше ничего не стоило придумать эффектный конец для своей «мифологической автобиографии». Что-нибудь в таком роде: «И вот, послал Б-г огненную колесницу, и унесла она Моше в небесную высь. И долго смотрели сыны Израиля вослед своему великому учителю и пророку». Занавес!
Но в Торе написано гораздо проще, зауряднее: «И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (Дварим, 34:5). Можно ли найти более убедительное доказательство истинности Торы? Моше ничего не придумывал, а писал Тору под диктовку Творца. Умер — так умер.
Однако сила этого доказательства скрыта еще в одном факте: никто не знает места погребения Моше. Будь оно известно, Моше не мог бы написать, что он вознесся живым на небо — вот ведь могила его! Но могилы нет, и значит, он вполне мог придумать себе сверхъестественный уход в вечную жизнь. В самом деле, если бы Тора была его выдумкой, что помешало бы ему «вознестись», как основоположнику дочерней религии?
Теперь нам понятен приведенный мидраш: «За то, что Моше не нашел в себе сил убить Зимри, никто не знает, где его могила».
Если бы Моше проявил инициативу в эпизоде с Зимри — лично убил его вместе с развратной принцессой, если бы он сам «возревновал за Г-спода», ему полагалась бы награда, которой удостоился Пинхас, он же пророк Элиягу: вечная и бессмертная жизнь.
Но тогда мы не смогли бы опровергнуть «критиков», доказать истинность Торы простыми словами ее эпилога: «И умер там Моше…».
Упущенный шанс
«И дай ему от величия твоего, чтобы слушалось его все общество сынов Израиля» (27:20).
Как вы относитесь к рассказам о бедняках, в одночасье превратившихся в миллиардеров? Скептически? С иронией?
Вот вам реальная история. Один бывший советский инженер, зарабатывавший в Израиле дворницким ремеслом, носился с блестящей технической идеей. Для ее реализации ему требовалось совсем немного денег — скромный начальный капитал. Он обращался в разные фонды и к частным спонсорам. Но с ним даже разговаривать не хотели.
И вот однажды ему повезло. Некий бизнесмен, случайно встреченный им вблизи тель-авивского пляжа, сочувственно выслушал оле-изобретателя. Идея пришлась ему по душе, и он согласился выделить требуемую сумму.
Через год эта рискованная вера окупилась сторицей: партнеры — бизнесмен и дворник — гребли деньги лопатами. Денежные волны захлестывали их с монотонностью морского прилива. Дворник стал скромным израильским миллионером, а состояние удачливого инвестора стало измеряться в миллиардах «зелененьких».
Когда об этом сказочном успехе стало известно тем владельцам капиталов, у которых безуспешно искал финансовой поддержки «русский» изобретатель, они впали в жесточайшую депрессию. «Как!? Упустить такой шанс! — стонали они, кусая собственные локти. — Ведь миллионы сами шли в руки!»
Нет, они не завидовали изобретателю. В конце концов, такая золотая голова встречается одна на миллион. Талант есть талант, и тут ничего не поделаешь. Но каков его партнер! Ничего из себя не представляет. Всего-то отстегнул каких-то жалких 20 — 30 тысяч на идейку! Каждый может отстегнуть. Хоть сейчас…
Когда старейшины узнали, что преемником Моше-рабейну, новым лидером нации стал скромный и ничем особым не примечательный парень по имени Иегошуа бин Нун из колена Эфраима, они, как сообщает Мидраш, сокрушенно воскликнули: «Какой конфуз! Какой позор! Горе нам!»
Иегошуа возглавил еврейский народ не столько благодаря личным способностям, сколько в заслугу особой близости к Моше-рабейну. Подобно луне, отражающей солнечный свет, Иегошуа впитал в себя величие, отраженное его учителем. Его лицо сияло мудростью Моше.
Старейшины понимали, что до Моше им далеко, как до солнца. Ни один смертный не мог сравняться с любимым пророком Творца. Но их мучила мысль, что они упустили свой жизненный шанс. Если бы они вложили хоть немного времени и сил в укрепление отношений с Моше, если бы они учили из его уст Тору, как учил Иегошуа, как знать, возможно, выбор пал бы на кого-нибудь из них. Свои миллиарды они безвозвратно упустили.
По заслугам
«Пинхас…отвратил гнев Мой от сынов Израиля» (25:11).
Мидраш комментирует: «Пинхас заслужил свою награду». Странная фраза. Что значит «заслужил»? Разве Б-г награждает незаслуженно?
Ктав-Софер (рав Авраам Шмуэль Биньомин Софер, XIX век, Словакия) объяснял, что Б-г крайне редко вознаграждает людей в этом мире материальными благами. Одна из причин состоит в том, что богатство и комфорт ведут человека к греху, как сказано о евреях в книге «Дварим»: «И разжирел Иешурун, и стал брыкаться» (32:15).
Однако мудрецы Талмуда отмечают, что человек, заботящийся о благе общины, не станет на путь греха. Пинхас проявил самоотверженность, фактически, готовность к самопожертвованию. Он защищал честь Б-га и еврейского народа, поэтому грехопадение ему не грозило. А значит, и награждать его можно было без всяких опасений за его моральную устойчивость. Вот почему Мидраш говорит, что «Пинхас заслужил свою награду». Заслужил еще в этом мире. n
2 комментариев к “«И умер моше…»”
Обсуждение закрыто.