По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись через сорок дней, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины под стать принесенным плодам. Деморализованные этим пессимистическим сообщением, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика, Иегошуа и Калев, пытались убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Вс-вышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от неминуемой гибели.
Вс-вышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне — только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение
Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле и заповедь отделения халы от теста. Тора перечисляет жертвы, которые надо приносить в Храм для искупления непреднамеренных грехов, индивидуальных и коллективных. Лишь умышленное оскорбление Имени Вс-вышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был за это казнен. В конце раздела дана заповедь цицит, ношения кистей из нитей на краях одежды. Формула этой мицвы включена в ежедневную молитву «Шма, Исраэль».
«Когда придете вы в страну поселения вашего, которую Я даю вам, и будете приносить Б-гу огнепалимую жертву…» (15:2-3).
Сразу после рассказа о грехе разведчиков Тора детально описывает порядок принесения хлебных даров и вина для возлияния в процедуре храмовых жертвоприношений. Какая связь между этими двумя темами?
Раши комментирует, делая упор на слова «когда придете вы в страну поселения вашего», что, хотя грех разведчиков закрыл дорогу сынам Израиля в Эрец Исраэль, Б-г поспешил заверить их, что это лишь временное наказание. Пройдут сорок лет, и их дети войдут в Землю Обетованную, где смогут приносить на храмовый жертвенник хлебные и винные дары.
Это объяснение кажется недостаточным. Допустим, Вс-вышний действительно хотел утешить грешный народ, но какое отношение имеет новый ритуал Б-гослужения к трагическому событию, из-за которого поколение пустыни лишилось права на вступление в Святую Землю? И зачем Тора знакомит нас потом с еще одной новой заповедью, повелевающей отделять «халу» от теста («Когда будете есть хлеб той земли, возносите приношение Б-гу, от начатков теста вашего возносите лепешку в приношение»)?
Рабби Овадия Сфорно (Италия, XV — XVI вв.) объясняет: до поклонения Золотому тельцу Б-г благосклонно принимал жертвенных животных без дополнительных хлебных и винных даров, как видно на примере Авеля, Ноаха и Авраама-авину. Так продолжалось вплоть до дарования Торы у горы Синай, где первенцы всех колен принесли жертвы всесожжения без сопутствующих приношений.
Однако после истории с тельцом ко всем общинным жертвам стали добавлять возлияния вина и хлебные дары, чтобы побудить
Вс-вышнего к благосклонности и милосердию. А после греха разведчиков евреям было впервые заповедано приносить к жертвеннику вино и мучные смеси даже с личными жертвоприношениями. Кроме того, была введена заповедь «халы» как средство благословления пищи в каждом еврейском доме. Прежде в этой заповеди не было необходимости: благословение достигалось через молитву и добрые дела.
Неоправданные жалобы
В прошлом разделе «Беаалотха» мы познакомились с заповедью «Песах-шейни», второго Песах, который проводился через месяц после первого для тех, кто по уважительной причине не смог вовремя принести пасхальную жертву.
Согласно мидрашу, эта «незапланированная» мицва была дана в ответ на справедливые жалобы людей, утративших ритуальную «чистоту» из-за контакта с мертвым телом («тме-мет»). Они не хотели отставать от других, и Б-г нашел для них решение — ввел мицву «Песах-шени».
В сегодняшнем разделе ситуация принципиально иная. В ней сформулированы новые заповеди, также относящиеся к жертвоприношениям, но введенные с целью нейтрализовать неоправданные жалобы деморализованных евреев, боявшихся вступать в Эрец Исраэль. Для восстановления прежнего уровня их веры и духовности пришлось ввести дополнительные мицвот.
Простая логика подсказывает: чем ниже духовный уровень человека и чем слабее его вера, тем больше времени и сил он должен уделять изучению Торы и исполнению заповедей, чтобы не допустить дальнейшего сползания. Эта зависимость приобрела особую важность после разрушения Храма.
Например, в Йом Кипур евреи непрерывно молятся, практически не выходя из синагог. В библейские времена было по-другому. В Талмуде рассказывается о том, как еврейские девушки танцевали в виноградниках в Йом Кипур и в Ту-беав (15 ава), привлекая к себе внимание потенциальных женихов.
Профилактика лучше лечения
Можно вспомнить также, что наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков при всем своем духовном величии и несравненной святости вели вполне «светский» образ жизни: любили, воевали, пасли овец и даже плели интриги. Сегодня высокого уровня духовности может достигнуть лишь тот, кто целиком погружается в изучение Торы, отгородившись от мирской суеты.
Так поступают сегодня многие религиозные евреи. Едва почувствовав упадок своих духовных сил или оказавшись под влиянием соблазнов материального мира, они вводят себе дополнительную дозу духовности — изучением Торы, помощью нуждающимся, личным совершенствованием и т. п., подобно тому, как владелец автомобиля заправляет баки горючим перед дальней поездкой.
На самом деле, гораздо мудрее поступает тот, кто защищает себя от назревающего духовного кризиса с помощью сосредоточенной молитвы, дополнительных занятий Торой или добавочных пожертвований. Ведь гораздо легче поправить груз на вьючном животном, чем ждать, когда этот груз упадет и затем снова класть его на животное. Как известно, болезнь легче предотвратить, чем вылечить.
Волк и лиса
«Б-г долготерпелив и безмерна любовь его, прощает Он грех и непокорность…припоминает вину отцов их детям…» (14:18).
Однажды голодный волк поймал лису и приготовился съесть ее. Лиса взмолилась: «Зачем тебе мои кости? Вон идет человек. Посмотри, какой он толстый и сочный, сколько в нем мяса и жира. Съешь-ка лучше его».
Волк еще крепче придавил лису и ответил: «Из нашей волчьей традиции мне известно, что если я съем человека, меня ждет наказание». «Да не бойся! — возразила хитрая лиса. — Не тебя накажут, а твоих детей, как говорил пророк Иермиягу: «Отцы ели незрелый виноград, а у детей на зубах оскомина» (31:28).
Другого волка насторожила бы столь редкое для лис умение цитировать по памяти ТАНАХ. Однако нашему герою так понравился лисий аргумент, что он, не раздумывая, разжал челюсти и, облизываясь, стал подкрадываться к двуногому толстяку. Бедняга, вкусно пообедать ему так и не пришлось. Пройдя всего несколько шагов, он провалился в хорошо замаскированную глубокую яму.
Лиса, очевидно, предвидела сей финал. Она осторожно подошла к краю ямы, из которой раздавались горестные вопли плененного волка. «Ты, лгунья! — зарычал волк, увидев виновницу своего несчастья. — Ты же сказала, что мои дети будут наказаны, а не я!» «Ну и дурень! — усмехнулась лиса. — Ты наказан не за себя, а за своего отца». «Но почему я должен страдать за отцовские грехи?!» — отчаянно взревел волк.
Ответила ему лиса: «Ты же хотел съесть человека, хотя знал, что ставишь под удар своих детей. Так чего же ты сетуешь на грехи собственного папы?»
Эта притча помогает нам понять приведенный стих из сегодняшнего раздела Торы. В самом деле, справедливо ли, что Б-г «припоминает вину отцов их детям»?
Даже если дети ведут себя так же порочно, как и их отцы, было бы, наверное, правильнее карать их только за собственные грехи. Почему они должны отвечать за предков? Пусть каждый отвечает за себя.
Верно, но если дети понимают, что своими грехами они навлекают страдания на собственных детей, то пусть не жалуются, если им самим приходится платить по счетам отцов. Б-г прав. В данном случае круговая семейная порука имеет наглядное воспитательное значение.