Май принес очередные данные о состоянии российской экономики. Спад в I квартале 2009 г. составил в целом 9,5 % в годовом исчислении, а в промышленности — 14,3 %; безработица выросла до 9,5 %, дороги не строятся, дуракам вешают лапшу на уши… Все, как всегда.
Понимает ли правительство тяжесть положения? Вспомним выступления министра финансов Алексея Кудрина. По уровню пессимизма Кудрин в апреле составил полноценную конкуренцию не только экономическим комментаторам, но и самым резким публицистам. Впрочем, действительность такова, что трудно придумать предсказания страшнее, чем цифры Росстата. Но дороги и дураки молчат, радостно щебечет один Путин.
С одной стороны, об адекватности Путина свидетельствуют затихнувшие разговоры о модернизации. С другой стороны, есть и признаки того, что Путин со товарищи до сих пор не осознают глубины проблем. Продолжаются разговоры об укрупнении госхолдингов за счет попавших в тяжелое положение частных предприятий. Правительство забирает себе лучшие куски бизнеса, чтобы объявить их «стратегически важными» и поставить под контроль. Бывает, что национализация необходима как часть процедуры банкротства, без которого невозможна дальнейшая работа предприятия. В этой ситуации нужно действовать решительно, как сейчас поступают в США. В России под госконтролем находятся в первую очередь те бизнесы, на которые положило глаз правительство. Они знают, что после государственных вливаний эти бизнесы передадут им для личного обогащения.
Однако есть предприятия и даже целые отрасли, за которые правительство Путина не хочет брать на себя ответственность в кризис, рассуждая: если какой-то бизнес не может выжить в частных руках, что же, придется обойтись без него.
За каждое попавшее под госконтроль предприятие приходится платить, даже если издержки косвенные и замаскированные. Когда отраслевые лоббисты предлагают протекционистские меры, они говорят о поддержании занятости и не говорят о том, что за это поддержание занятости (плюс их прибыли) заплатят граждане России (потери граждан от роста цен, вызванного протекционистскими мерами, превышают, как правило, суммарный выигрыш в доходе от сохранения рабочих мест). Однако для правительства граждане должны быть не менее важны, чем лоббисты. А зарплаты в реальном выражении упали в России в марте на 5,7 %. Это тоже одна из самых невеселых для россиян новостей.
Знаменательно, что Игорь Юргенс — советник Медведева назвал Путина главным виновником проблем, перед которыми оказалась Россия. Углубляющийся кризис, возможно, заставит президента от либеральных слов, жестов и робкой критики политики Путина перейти к реальному изменению курса. Игорь Юргенс — глава Института современного развития (ИНСОР) сделал несколько критических замечаний в адрес премьера и его политики.
В интервью английской газете The Daily Telegraph Юргенс обвинил российского премьера в отказе от продекларированных в 2000 году реформ, сосредоточении власти в руках узкого круга лиц и создании экономической модели, полностью зависимой от экспорта энергоресурсов.
По словам Юргенса, представленного его английским собеседником как не занимающего официальных должностей, но входящего в круг ближайших советников президента, созданная Путиным система, основанная «не на реальных институтах, а на мифической вертикали власти», в ходе кризиса показала себя неработоспособной. Для возобновления брошенных на полпути или неначатых реформ, по мнению медведевского советника, придется предпринять огромные усилия, иначе Россия так и останется в ряду развивающихся стран и не сможет соответствовать уровню большой восьмерки даже в будущем.
В заявлениях Юргенса, возглавляющего ИНСОР — институт, который, по задумке, должен был играть при президенте Медведеве ту же роль, что и Центр стратегических разработок Грефа при раннем президенте Путине, нет ничего нового. Про сосредоточение власти в руках группы путинских приятелей и про зависимый от энергоэкспорта характер российской экономики за последние годы говорили многие, но воз и ныне там.
Новое в одном: человек Медведева — Юргенс четко и недвусмысленно назвал главного виновника тех проблем, перед которыми оказалась Россия.
Эта определенность позволила The Daily Telegraph предположить, что подобные заявления — еще одно свидетельство раскола между Медведевым и Путиным.
Впрочем, за последнее время Медведевым и людьми из его окружения было сказано множество слов, делались жесты и знаки, которые не столько в России, сколько на Западе были восприняты как доказательства готовности нового президента свернуть на иной, отличный от Путина, либеральный путь. В либеральном списке Медведева — суд, которому позволили отпустить Бахмину, встреча с правозащитниками, интервью оппозиционной «Новой газете», критика ряда антикризисных мер правительства Путина, создание президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, которая должна будет присматривать за тем, как правительство справляется с переводом экономики на инновационные рельсы. Проблема в том, что за всеми этими словами, жестами, знаками не следует реального развития. Напротив, совершаются действия, свидетельствующие о продолжении прежнего курса и движения именно в «путинском» направлении.
Своим, вполне «басманным» ходом идет второй процесс по делу ЮКОСа, Медведев предлагает изменить порядок назначения главы Конституционного суда, считающийся «медведевским» человеком министр юстиции Коновалов размышляет о возможном выходе России из моратория на смертную казнь. А такие дела из «антилиберального» портфеля Медведева заставили журналиста английской газеты, несмотря на всю радикальность заявлений Юргенса, усомниться в готовности российского президента изменить политический и экономический курс. Либеральные жесты Медведева имеют целью лишь запутать Запад, считает The Daily Telegraph. Впрочем, как и экспортное интервью медведевского советника, либеральные сигналы, идущие из Кремля, в России мало кого смущают. Якобы ведущуюся за кремлевскими стенами, по версии Юргенса, борьбу между путинскими ястребами и мечтающими о реальных реформах либералами, мало кто в России замечает. Дело в том, что никакой реальной борьбы нет. А значит, невозможны победа либералов над «ястребами», смена курса, продолжение на полпути брошенных ельцинских реформ.
Однако неэффективность принимаемых правительством Путина антикризисных мер, дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране могут поставить Медведева в ситуацию, когда вместо фальшивых причитаний придется перейти к реальным действиям. Когда вместо некоего недовольства механизмом «госгарантий» банкам придется спрашивать с премьера лично за задержки зарплат и пенсий гражданам.
Игра в слова закончится в тот момент, когда придется реально выбирать, каким курсом двигаться дальше. Потому что двигаться прежними путями, стремительно проедая все накопленное за годы нефтегазового бума, будет невозможно — проедать больше будет нечего. Когда настанет время выбирать между модернизационной и мобилизационной моделью, одних слов будет недостаточно. Тогда и начнется настоящая борьба «ястребов» и либералов. Выиграть получится только если от слов перейти, наконец, к делу. Именно об этом грядущем выборе, возможно, и сигнализирует Медведеву советник Юргенс со страниц лондонской газеты.
Но я не верю мышиной возне ближайшего окружения Медведева. Ведь Путин и Медведев — сообщники еще в петербургской мэрии, а затем — в Газпроме и т. д. «Ворон ворону глаза не выклюет».
Сколько времени осталось беззаботному существованию кремлевской мафии, сегодня сказать трудно. Кризисы развиваются по своим правилам и не оставляют времени на пустословие. Как мы видим, беда России не только в дураках и дорогах.
Опубликовал: