Сфира Малхут

Разберем финальную сфиру — малхут, в переводе с иврита — царство.

Еврейская традиция построена на парадоксах. В обыденно-светском понимании царь — это мощная сила, обладающая максимальным величием, авторитетом и внешним «блеском».

Парадоксально, что главная черта малхут — скромность (на иврите — анава).

Система сфирот — это система передачи Б-жественного влияния в наш мир. И когда мы рассматриваем цепочки сфирот, то 9 предыдущих сфирот, принимая влияние Свыше, передают его далее вниз на более низкий уровень. Сфира малхут в этой схеме — самая нижняя. Поэтому она только принимает и собирает в себя всю энергию от других сфирот. Девять верхних сфирот называются мужскими (дающими), а сфира малхут имеет женскую (принимающую) природу.

Малхут объединяет верхние сфирот, так же, как и царь — объединяющий подданных.

Малхут отличается от остальных сфирот. И царь Давид, представляющий сфиру малхут, живет гораздо позже, чем остальные персонажи, описывающие другие сфирот. Обо всех остальных сказано в Торе, а о царе Давиде — в книге Пророков.

Непосредственная связь по схеме дерева сфирот у малхут есть только со сфирой йесод. Эту связь иллюстрирует взаимодействие Иосефа с Иегудой.

Иегуда — родоначальник царственного колена, предок Давида представляет также сфиру малхут. В начале главы «Ваигаш» (дословный перевод — «приблизился») Иегуда и Иосеф максимально соприкасаются, когда Иегуда просит простить Биньямина. Говорят мудрецы, что этот момент символизирует канал йесод-малхут.

Что хочет сказать нам Тора, говоря о качестве скромности сфиры малхут.

Говорят мудрецы: чтобы человек мог больше «принять» в себя Б-жественного влияния, он должен сначала освободить свой внутренний мир от власти эго — подготовить сосуд.

Искушение гордыней, которая свойственна царю, не даст войти внутрь Б-жественному присутствию. Как говорили мудрецы: «Б-г там, куда мы его впускаем».

Поэтому Танах неоднократно подчеркивает скромность царя Давида.

Говорит мидраш, что Б-г показал Адаму будущее, и он увидел, что родится мальчик, который тут же умрет. Адам попросил Б-га, чтобы Вс-вышний отдал 70 (из 1000 лет) жизни Адама этому мальчику, который стал царем Давидом.

Объясняют мудрецы, что Давид даже «не имел своих лет жизни». Жизнь ему «выделил» Адам.

Еще один пример скромности. Когда в Иерусалим вносили ковчег, царь Давид плясал перед ним с большим вдохновением. Жена сказала ему, что нехорошо царю так «невеличественно» вести себя перед подданными. Давид ответил, что он, желая в радости подчеркнуть величие Б-га, не заботится о том, чтобы в этот момент самому выглядеть величественным.

То, что Давид преодолел свое эго, мы узнаем из его слов о себе «Халаль бекирби» (в переводе с иврита — «пусто внутри меня»). Мудрецы объясняют, что речь идет об эго, которое он «изгнал» из себя.

Сфира малхут — седьмая (из нижних), и ее выражает седьмой день недели — шаббат. В этот день мы отказываемся от работы, чтобы освободить время и внимание для

Б-жественного влияния.

Из органов тела сфире малхут соответствует рот, откуда исходит речь.

В Танахе это отражено тем, что царь Давид был автором Псалмов. Во всей истории человечества Псалмы считаются вершиной словесного самовыражения человека.

Скромность также позволяет человеку признать свои ошибки (эго считает, что человек всегда прав). Поэтому Тора представляет это в виде истории Иегуды и Тамар и истории Давида с Бат-Шевой, признавших свою неправоту.

Тшува (раскаяние) также считается величайшей формой скромности и величайшим проявлением речи. Как говорят мудрецы, человеку сложнее всего преодолеть гордыню и сказать: «Я был неправ». Но, найдя в себе силы сказать это, человек удостаивается величайшей трансформации.

Малхут также сравнивают с Луной, которая не имеет своего света, а светит отраженным светом Солнца.

Подведем итог: царь объединяет отдельные группы подданных. Царю нужна речь, чтобы выражать свою волю. Царю нужна скромность, потому что сложные решения на государственном уровне невозможно принять на основе личной мудрости царя, нужно выслушивать мнения и советы. Царю нужно умение признавать ошибки, потому что в политике невозможно не ошибаться, но нужно уметь признать ошибки, чтобы собственное эго не мешало адекватно воспринимать жизнь. И царю нужна ответственность.

Эти же качества нужны всем нам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора