Пособники холокоста

В последние годы в России и Украине вышло много книг с целью обелить украинских и белорусских негодяев, которые, сотрудничая с немцами или по собственной инициативе, убивали евреев на оккупированных фашистской Германией территориях СССР.

Поэтому я хотел бы обратить внимание читателей на книгу американского историка Мартина Дина «Пособники Холокоста. Преступления местной полиции Белоруссии и Украины 1941 — 1944», изданную при содействии Мемориального музея Холокоста США в 2000 году. В России эту книгу напечатали лишь в 2008 году в рамках Академического проекта и на средства вашингтонского Мемориального музея Холокоста.

Обстановку на бывших польских территориях, захваченных СССР в 1939 году, а затем оккупированных немцами, невозможно понять без анализа последствий короткого периода советской оккупации. Тогда давление массовых политических репрессий и пагубные результаты советских экономических реформ заставили местных жителей в 1941 г. приветствовать немцев как освободителей. В сущности, они были готовы приветствовать любого, кто обещал освободить их от советского ига, особенно в лице НКВД. Тогда в проскрипционные списки попали даже местные коммунисты и, естественно, белорусские и украинские националисты, политически активные и богатые евреи. Всего из бывших восточных районов Польши были депортированы более одного миллиона человек. Депортированным евреям и большинству поляков это сохранило жизнь.

Советская оккупация 1939 — 1941 гг. обострила антисемитизм и ненависть к полякам, как к самым образованным слоям в этих регионах. Дело в том, что советская власть была вынуждена использовать часть образованных местных жителей — во-первых, поляков, в том числе особенно польских учителей, и образованных евреев — для нужд новой администрации. Именно представители этих национальностей были депортированы в Сибирь и северные районы Казахстана. Однако у многих украинцев и белорусов под влиянием их собственных предрассудков создалось впечатление, будто евреи поддерживали советскую систему и больше всех от нее выиграли.

Пресса на оккупированной Советским Союзом территории сразу же стала подвергаться строгой цензуре. Так, всем газетам, в том числе на идиш и на польском языке, запрещали даже упоминать о немецких расправах над евреями, что автоматически вытекало из самой сути советско-германского пакта Молотова-Риббентропа.

Радикальные украинские националисты тесно сотрудничали с немцами сразу же после начала немецкой оккупации, и многие украинцы вспоминали помощь немцев в 1918 году.

Гетто в Западной Белоруссии и в Украине создавались по-разному. Так, некоторые военные коменданты приказывали выделить для евреев изолированные места уже в первые недели оккупации, когда вводились первые ограничения. В других случаях, как, например, в Бресте, четко обозначенные территории гетто, обнесенные забором с колючей проволокой, были созданы только в декабре 1941 г.

В некоторых мелких городах гетто оставались открытыми несколько месяцев в течение 1942 г. Например, генеральный комиссар Волыни-Подолья приказал запереть гетто лишь в марте 1942 г., а немецкие власти местечка Мир (Белоруссия) изолировали оставшихся 800 евреев в замке еще позже, в мае 1942 г.

Некоторые гетто немцы попросту не успели полностью уничтожить, например, в украинском местечке Джурин.

Местное украинское население было весьма активным в антиеврейской деятельности. В бывшем польском округе Волынь историк Шмуль Спектор насчитал более двадцати населенных пунктов, где местное украинское население учинило погромы. Причем кое-где евреев начали громить еще до прихода немцев. Например, в Тульчине были убиты 70 евреев и многие ранены.

Подводя итоги, можно сказать, что в книге американского историка Мартина Дина «Пособники Холокоста…» сделан анализ преступлений местной полиции, основанный на новых источниках, включая многочисленные документы из немецких трофейных архивов. Этот анализ построен по образцу судебных разбирательств. Он детально раскрыл многообразное и активное пособничество украинцев и белорусов в Холокосте.

При этом Мартин Дин создал взвешенную, детальную, объективную, а потому и эмоциональную картину, запечатлевшую жертв и их палачей — книгу, полную ужасающих подробностей и однозначно документирующую высокую степень участия местного населения в Холокосте.

Особая ценность этой книги заключается в использовании автором не только свидетельских показаний, но главным образом документов архивов и документальных исследований историков Германии, Польши, США и других стран, показывающих, что местная украинская и белорусская полиция была непосредственной соучастницей нацистских преступлений. Значительно превосходя по численности немецкие полицейские силы на оккупированных территориях, местная полиция играла основную роль в поиске, арестах евреев и конвоировании их к местам казни. При этом нужно отметить, что немецкие полицейские были непригодны для участия в боевых действиях армии по состоянию здоровья или по возрасту. В российских, белорусских и украинских архивах документов о преступлениях местного населения в годы немецкой оккупации предостаточно, но власти этих стран и сегодня скрывают преступления своих соплеменников, а потому серьезные исследования на тему Холокоста там не публикуются.

В последние годы в Украине и в Белоруссии расплодились многочисленные книжонки авторов, сваливающих всю вину за уничтожение евреев на немцев. Тем не менее, в еврейской среде находятся сторонники тех, кто пропагандирует лживые опусы, обеляющие грабителей и убийц евреев из местного населения на оккупированных немцами советских территориях.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора