«В тишине я слышу голоса…»

Поговорим о вещи, нечастой в нашем густонаселённом мире — уединении. «И никакой человек не будет в Шатре соборном при вхождении его, чтобы искупить в святом, до выхода его. И искупит он за себя, и за дом свой, и за всю общину Израиля». Речь о службе первосвященника в Йом Кипур.

Мудрецы посвящают немало строк порядку искуплений, определяя очерёдность службы и тексты искупительных молитв. Приведём одно: ходатай за других должен прежде очистить и усовершенствовать себя. Иначе его миссия безнадёжна! В этом же проблема «космополитизма». Человек, который не беспокоится и не молится о своём народе, переходит сразу к «общечеловеческим делам», нарушает естественный духовный порядок и не преуспеет.

Поразмышляем о том, почему священник, пришедший просить у Творца милости для Израиля и всего мира, должен быть одинок. Настолько, что, когда он направляется в Святая святых, пустеет и предшествующий зал! До самого его возвращения! Сифра, древний комментарий, которым обильно пользуются раввины позднейших эпох, доказывает, что приведённый закон универсален. Он касается и переносного Святилища, и любого из Храмов, и воскурения благовоний, и обрызгивания кровью занавесей, и входа, и выхода…

Рамбам в своём грандиозном труде «Мишне Тора», охватывающем все области еврейского Закона, выводит правило: при любом воскурении благовоний на внутреннем, золотом жертвеннике никто, кроме самого воскуряющего, не может находиться рядом. Даже между Святилищем и большим внешним жертвенником! То есть требование «очистить пространство» у ежедневной службы ещё строже: в Йом Кипур коэны хотя бы имеют право стоять поблизости.

Задаётся множество вопросов. Зачем новое предупреждение — ведь Тора и так запретила бесцельно входить в Храм? В любое время! Один из ответов, который предлагают мудрецы: здесь не вводится особый закон. Тора просто описывает необходимые условия службы. Без уединения первосвященник не сумеет добиться милости Творца к Израилю!

Как и всегда, мы должны будем перейти от «технического» к «мистическому». Для чего Тора использовала лишнее слово «никакой»? Затем, отвечает Иерусалимский Талмуд, чтобы прибавить и тех, у кого «лица подобны человеческим» — ангелов! Так скажет о них пророк Ехезкель, описывая своё знаменитое видение устройства высших миров. Не формальный закон ограничит ангелов — но лично Б-г, по Своей милости не подпустит их к первосвященнику!

Ведь даже в свой дом человек не должен входить неожиданно, без стука. Тем более, в дом соседа, тем более, в царский дворец. Обычно на одежде первосвященника позвякивают пришитые по всему подолу колокольчики. А в Йом Кипур он проводит службу в простых льняных одеяниях, и его появление в Святилище не предварится мелодичным звоном. Ангелы, обычно там обитающие, могут возмутиться и испепелить входящего.

Рав Залман Сороцкин приводит мидраш. Когда праотец Яаков заснул на месте будущего Храма и увидел во сне уходящую в небо лестницу, «встал над ним Г-сподь». Зачем? Чтобы защитить его от ангелов! Те возревновали: почему смертный беспечно дремлет на земле Святая Святых?! А к входящему первосвященнику у ангелов имелась бы ещё одна причина для ревности — ведь он обращался от имени народа прямо к Б-жественному Присутствию, Шехине! Вот Тора и успокаивает: не бойся, ангелов при встрече не будет — только Я, Непостижимый и Милосердный.

Ещё одно объяснение: повеление не входить во время службы в Святилище относится всё-таки к людям. Но — к евреям в Йом Кипур, чьи грехи в этот день прощены, и они подобны ангелам. И могут поэтому посчитать, что прежние ограничения к ним уже не относятся…

А Риканти пишет, что основа здесь иная. «Чтобы уединился слуга с Господином без каких-либо посредников. Чтобы прикоснулись друг к другу и даже ветер не прошелестел между ними. Чтобы получил (слуга) благословение (для себя, народа и мира) в сокрытии, ибо не падает благословение ни на что, кроме как на сокрытое от глаз».

Говорит древний мидраш «Ваикра раба»: «В то время, когда Святой дух осенял первосвященника, сияло лицо его, и он становился подобен ангелу Б-жьему, а не человеку». Даже высшие ангелы теснились и освобождали ему место для работы. Талмуд же в трактате Йома, целиком посвящённом Йом Кипур, приводит историю первосвященника-саддукея, случившуюся во времена Второго Храма. Тот нарушил слова мудрецов и приготовил смесь для воскурения снаружи Святая Святых. Появился ангел и швырнул её первосвященнику в лицо. «Ибо когда священник не совершает службу, ангел имеет право войти в зал.»

Говорит один из комментариев, что те же принципы относятся к служению каждого человека. Многие наши мудрецы периодически использовали «итбодедут», уединённость ради полной концентрации сознания при служении Всеединому. Ведь человек — «это ангел, помещённый в клетку тела». В уединении наша «ангельская» сущность легче проявит себя. Но лишь серьёзное изучение Торы даёт надежду, что это не окажется путём к гордыне и сумасшествию.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “«В тишине я слышу голоса…»

Обсуждение закрыто.