Борьба за картины Джорджа Гроша

На­след­ни­ки не­мец­ко­го ху­дож­ни­ка-экс­прес­си­о­нис­та, ка­ри­ка­ту­рис­та и ком­му­нис­та Джор­д­жа Гро­ша об­ра­ти­лись в ман­хэт­тен­ский фе­де­раль­ный суд с жа­ло­бой на Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ства. Истцы утвер­ж­да­ют, что му­зей от­ка­зы­ва­ет­ся вер­нуть им два по­лот­на и од­ну ак­ва­рель Гро­ша, остав­ши­е­ся в Гер­ма­нии по­сле то­го как он им­миг­ри­ро­вал от­ту­да в США. Все три кар­ти­ны Гро­ша оста­лись у ди­ле­ра Аль­ф­ре­да Флеш­т­хай­ма, ко­то­рый бе­жал от на­цис­тов и умер в 1937 го­ду. В ис­ке на­след­ни­ков ху­дож­ни­ка ска­за­но, что од­на из кар­тин, «По­трет по­эта Мак­са Гер­ма­на-Най­се», по на­след­ст­ву дос­та­лась от Флеш­т­хай­ма арт-ди­ле­ру Шар­лот­те Уай­д­лер, ку­ра­то­ру Инсти­ту­та Кар­неги в Пит­тсбур­ге, а Уай­д­лер пе­ре­да­ла пор­т­рет нем­цу Кур­ту Ва­лен­ти­ну, вла­дель­цу кар­тин­ной га­ле­реи в Ман­хэт­те­не, от­ку­да ра­бо­та Гро­ша бы­ла про­да­на му­зею в 1952 го­ду. Вто­рое по­лот­но Гро­ша «Авто­пор­т­рет с на­тур­щи­цей» Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ства при­об­рел в 1954 го­ду, а ак­ва­рель «Ма­не­ке­ны-рес­пуб­ли­кан­цы» ку­пил у ка­над­ско­го кол­лек­ци­о­не­ра из То­рон­то в 1946 г.

Ге­орг Грош ро­дил­ся в Бер­ли­не в 1893 го­ду и с дет­ст­ва был по­клон­ни­ком Аме­ри­ки, вос­пи­ты­ва­ясь на кни­гах Фе­ни­мо­ра Ку­пе­ра, Бре­та Гар­та и Кар­ла Мэя. В 23 го­да он сме­нил имя на Джордж, но до это­го в 1914 го­ду по­шел доб­ро­воль­цем на Пер­вую ми­ро­вую вой­ну, счи­тая, что она по­ло­жит ко­нец всем вой­нам. В 1915 г. он по­пал в гос­пи­таль, а за­тем ушел в от­став­ку, а в ян­ва­ре 1917 его сно­ва при­зва­ли и в мае окон­ча­тель­но при­зна­ли не год­ным. В 1919 го­ду Гро­ша арес­то­ва­ли за учас­тие в ле­вом «Спар­та­ков­ском дви­же­нии», и тог­да же он всту­пил в ком­му­нис­ти­чес­кую пар­тию. В 1921 го­ду его оштра­фо­ва­ли на 300 ма­рок за оскор­б­ле­ние гер­ман­ской ар­мии и унич­то­жи­ли его се­рию ри­сун­ков «С на­ми Б-г» — са­ти­ру на не­мец­кое об­щес­т­во. В 1922 го­ду Грош вы­шел из ком­пар­тии и, про­тес­туя про­тив лю­бой фор­мы дик­та­ту­ры, про­вел 5 ме­ся­цев в Рос­сии, встре­тив­шись там с Ле­ни­ным и Троц­ким. Пер­со­на­жа­ми его кар­тин-ка­ри­ка­тур бы­ли жир­ные ка­пи­та­лис­ты, ра­не­ные сол­да­ты, улич­ные прос­ти­тут­ки, сек­су­аль­ные ор­гии и ка­бац­кие дра­ки. Он на­пи­сал не­сколь­ко кар­тин в жан­ре аб­сур­да, из ко­то­рых мож­но вы­де­лить по­лот­но «Пом­ни дя­дю Авгус­та, не­счас­т­но­го из­об­ре­та­те­ля», к ко­то­ро­му ху­дож­ник при­шил пу­го­ви­цу. За год до при­хо­да Гит­ле­ра к влас­ти окон­ча­тель­но раз­оча­ро­вав­ший­ся в Гер­ма­нии и воз­не­на­ви­дев­ший на­цизм ху­дож­ник уехал в свою лю­би­мую Аме­ри­ку, где в 1933 го­ду его при­гла­си­ли пре­по­да­вать в Нью-Йорк­скую ли­гу сту­ден­тов жи­во­пи­си (Art Students League of New York), где Грош с пе­ре­ры­ва­ми про­ра­бо­тал до 1955 го­да. Граж­да­ни­ном США он стал в 1938 го­ду, в 1950-х от­крыл час­т­ную ху­до­жес­т­вен­ную шко­лу, а 1954 был при­нят в Аме­ри­кан­скую ака­де­мию ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры. В мае 1959 го­да он воз­вра­тил­ся в Бер­лин и 6 июля раз­бил­ся на­смерть, упав с лес­т­ни­цы по­сле ноч­ной по­пой­ки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора