Страх

1986 год. Я в груп­пе со­вет­ских спе­ци­а­лис­тов на­хо­жусь в Бол­га­рии, на Коз­ло­дуй­ской атом­ной элек­т­ро­стан­ции. Жи­ву в трех­ком­нат­ной квар­ти­ре. Со мной вмес­те еще двое: Юра, ин­же­нер из Тби­ли­си, и Во­ло­дя, сле­сарь с Чер­но­быль­с­кой атом­ной элек­т­ро­стан­ции. Пер­вое зна­ком­ст­во. Пер­вые рас­пи­тые пол-лит­ра. За­ду­шев­ная бе­се­да. Во­ло­дя рас­хва­ли­ва­ет свою АЭС и ее ди­рек­то­ра. Утвер­ж­да­ет, что это луч­ший объект в сис­те­ме Мин­энер­го СССР. Упо­ми­на­ет, что ко­тель­щи­ки без бу­тыл­ки в цех не за­хо­дят. Но, в об­щем, он не врет. Дей­ст­ви­тель­но, луч­ший объект Мин­энер­го СССР. Вдруг — гром сре­ди яс­но­го не­ба. На стан­цию при­хо­дит те­ле­грам­ма. Спе­ци­а­лис­ты всех про­фи­лей об­суж­да­ют при­чи­ну ава­рии, ее по­след­ст­вия. Я спе­ци­а­лист по ав­то­ма­ти­ке и в тех­но­ло­гии не по­ни­маю ни бель­ме­са.

Тро­га­ет ми­ло­сер­дие бол­гар. Они пред­ла­га­ют за свой счет при­вез­ти се­мьи ра­бо­та­ю­щих у них со­труд­ни­ков Чер­но­быль­с­кой стан­ции в Бол­га­рию. Про­дле­ва­ют им кон­т­ракт. Со­вет­ские ру­ко­во­ди­те­ли ожи­да­ют ука­за­ний. Лю­ди нер­в­ни­ча­ют, не зная, жи­вы ли чле­ны их се­мей. В Бол­га­рии за­пре­ща­ют про­да­вать зе­лень и фрук­ты. На­ко­нец, раз­ре­ше­ние на вы­езд по­лу­че­но, Во­ло­дя уез­жа­ет за се­мьей. Пе­ред про­ща­ни­ем удру­чен­но го­во­рит мне:

— Я две не­де­ли на­зад по­лу­чил квар­ти­ру и ку­пил но­вую ме­бель. Взял в долг, при­ехал в Бол­га­рию от­ра­бо­тать. Сей­час все про­па­ло.

Я успо­ка­и­ваю:

— Всё по­чи­нят — вер­нешь­ся.

Он грус­т­но ма­шет ру­кой. Уез­жа­ет в Со­юз. Боль­ше я его не встре­чал.

По­сле этих со­бы­тий я слу­чай­но на­чал иг­рать в шах­ма­ты в скве­ри­ке. По­ка­зал класс. Уви­де­ли бол­га­ры, вклю­чи­ли ме­ня в ко­ман­ду стан­ции. Я стал чем­пи­о­ном спар­та­ки­а­ды энер­ге­ти­ков Бол­га­рии. Во вре­мя со­рев­но­ва­ний вы­яс­ни­лось, что я не имел пра­ва вы­сту­пать за ко­ман­ду стан­ции, но пред­ста­ви­те­ли кон­ку­рен­тов по оче­ре­ди под­хо­ди­ли ко мне, хло­па­ли по пле­чу и го­во­ри­ли: «Ты свуя чо­ло­вик — иг­рай». Бол­га­ры пред­ла­га­ют мне тре­ни­ро­вать жен­скую сбор­ную, про­длить кон­т­ракт, по­вы­сить зар­пла­ту (ко­то­рая и так в шесть раз пре­вы­ша­ла обыч­ную). Но — доч­ка по­сту­па­ет в ин­с­ти­тут. Я дол­жен быть ря­дом. Уез­жаю. Уве­рен, что еще вер­нусь. Ку­да там! По­лит­бю­ро ЦК КПСС из­да­ет по­ста­нов­ле­ние о раз­ра­бот­ке но­вых средств ав­то­ма­ти­ки для атом­ной энер­ге­ти­ки. Если в на­шем НИИ да­же до Чер­но­бы­ля глав­ным спе­ци­а­лис­том по Мос­к­ве счи­тал­ся я, то по­сле Чер­но­бы­ля тем бо­лее на­чаль­ст­во бо­я­лось по­ка­зать­ся в Мос­к­ве.

Судь­ба ди­рек­то­ра и глав­но­го ин­же­не­ра Чер­но­быль­с­кой АЭС не вы­хо­ди­ла из го­ло­вы.

В то вре­мя в СССР су­щес­т­во­вал до­ку­мент (кар­та уров­ня и ка­чес­т­ва из­де­лия), без ко­то­ро­го вы­пуск лю­бо­го из­де­лия был не­воз­мо­жен. До­ку­мент аб­со­лют­но фаль­ши­вый — как и вся со­вет­ская сис­те­ма. В нем не­об­хо­ди­мо бы­ло срав­нить раз­ра­ба­ты­ва­е­мое из­де­лие с луч­ши­ми за­ру­беж­ны­ми об­раз­ца­ми. Я, как и все раз­ра­бот­чи­ки этих до­ку­мен­тов, по­сто­ян­но без­зас­тен­чи­во врал, де­лая вы­во­ды в сти­ле ста­ро­го анек­до­та: «Армя­не шум­ною тол­пой тол­ка­ют в го­ру «сту­де­бек­кер». Это озна­ча­ло мо­гу­щес­т­во ар­мян­ско­го на­ро­да и не­мощь аме­ри­кан­ской тех­ни­ки. В тот раз мне да­ли ис­тин­ные па­ра­мет­ры за­ру­беж­но­го ана­ло­га. Я срав­нил с оте­чес­т­вен­ны­ми — ужас­нул­ся и на­пи­сал прав­ду. Ме­ня вы­зва­ли.

— Ма­рат, ты же так ум­но со­став­лял эти до­ку­мен­ты. И в ми­нис­тер­ст­ве го­во­ри­ли, что толь­ко ты смо­жешь.

— Врать не бу­ду, — от­ре­зал я. — И вам не со­ве­тую.

В ито­ге я соз­дал пер­вый и по­след­ний в ис­то­рии СССР прав­ди­вый до­ку­мент. Вы­пуск из­де­лий атом­ной энер­ге­ти­ки про­дол­жал­ся. Мож­но ли бы­ло это де­лать — не знаю. Я не об­ла­дал дос­та­точ­ной ин­фор­ма­ци­ей и ква­ли­фи­ка­ци­ей, что­бы де­лать гло­баль­ные вы­во­ды. Одна­ко не­дав­но моя зна­ко­мая, по­сто­ян­но по­се­ща­ю­щая Укра­и­ну, на­ча­ла пу­гать: «Там вы­брос, там вы­брос». Я ей не по­ве­рил. Во­об­ще не люб­лю спле­тен, тем бо­лее знаю им це­ну.

Вспо­ми­наю свое тог­даш­нее по­ве­де­ние. Я не был бес­страш­ным ры­ца­рем, бор­цом с сис­те­мой. Ком­му­нис­ты и ан­ти­ком­му­нис­ты бы­ли мне про­тив­ны в рав­ной сте­пе­ни. Ме­ня, бы­ва­ло, пу­гал шо­рох две­рей, злой на­чаль­ник, управ­дом. А ино­гда вдруг про­сы­па­лась стран­ная от­ва­га. И не толь­ко у ме­ня.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора