– Почему я не видел тебя три дня в иешиве? – спросил рав Эзрахи моего друга Шмуэля Аурбаха.
– Мне стыдно признать правду, – ответил двадцатилетний студент иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль». – Я увлекся чтением одной книги и не приходил на занятия.
– Что же это за книга?
– «Шерлок Холмс».
– И чему ты научился?
– Тому, что нужно обращать внимание на детали, – сказал Шмуэль после некоторого размышления.
– Ты не зря провел время!..
Все, кто были знакомы с великими мудрецами Торы, знают, какое внимание они уделяли деталям, нюансам во взаимоотношениях людей, писал рав Гутнер — глава иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине, ученик прославленного педагога Алтера из Слободки, рабби Носона Цви Финкеля.
Разница между добром и злом, мудростью и глупостью лишь кажется очевидной. В реальной жизни требуется огромная проницательность и опыт, чтобы отличить одно от другого.
Те, кто сидели за пасхальным столом, возможно, читали Агаду – рассказ о четырех сыновьях, четырех категориях людей. Читая о мудром сыне, многие видели в нем себя, а о сыне-негодяе – кого-то. Конечно же, легче замечать недостатки в других, хотя смысл чуткого восприятия действительности состоит как раз в том, чтобы научиться распознавать и исправлять фальшь в себе…
– Чем отличается ответ мудрого от негодяя? – спросил мой десятилетний сын Давид.
Пасхальная Агада нетривиально сформулировала их слова для того, чтобы мы учились различать нюансы.
“Мудрый сын спрашивает: “Какие свидетельства, правила и законы заповедовал вам Всевышний, Б-г наш?”…
Негодяй спрашивает: “Что это за работа у вас?”. “У вас” (подчеркивает он) – а не у него. И поскольку он “выводит” себя из общины Израиля, то тем самым отрицает он сами основы (существования народа), заключают мудрецы”.
– Но ведь и мудрый сын спросил “Какие… законы заповедовал вам Всевышний, Б-г наш?” – сказал Давид. – Почему мы не обращаем внимание на его слово “вам”, – то есть вам, а не нам? Почему не говорим, что он “отделяется” от народа?
– Потому что мудрый произнес в своем вопросе слова «Всевышний, Б-г наш!» – парировал ему двенадцатилетний Аарон.
Однако Давид привел другой ответ, который он услышал от своего ребе в иешиве «Мир» в Бруклине.
– Слова «свидетельства, правила и законы» выражают интерес мудрого сына, его положительное отношение, – объяснил он. – В то время как слово “работа” выражает отрицательное отношение негодяя к традициям своего народа…
Итак, вся разница – в нюансах слов, выражающих чувства и отношение человека. Поэтому дело даже не столько в том, что человек говорит, сколько в том, как говорит. Можно сказать одно и то же слово, но вложить в него разные чувства. Об этом писал мудрейший из людей царь Соломон: “Жизнь и смерть во власти языка…” (Притчи, 18:21). Одно и то же слово может дать жизнь или убить, поясняет Бар Сира в Мидраше. Рав Моше Альшех написал фразу, которая стала одним из самых известных изречений мудрецов: “Слова, исходящие из сердца, проникают в сердце!”
Наша недельная глава повествует о наказании проказой, которое постигало евреев в Синайской пустыне за грех злословия.
«Это закон о прокаженном…» (Ваикра, 14:2). Слово “прокаженный” – “мецора” можно прочитать, как моци ра – “извергающий зло”, – утверждает Реш Лакиш (Талмуд, Арахин, 15). Злое слово обладает разрушительной силой потому, что несет в себе злые намерения, чувства и мысли.
Тора говорит, что пятна проказы появлялись на коже человека. Слово “кожа” – ор можно прочесть и как “свет”. Дело в том, что кожа является внешним органом тела, скрывающим свет души. Недостаток света в душе и проявлялся в пятнах на коже. Урок: для того, чтобы избавиться от злословия, недостаточно перестать злословить и научиться красиво говорить. Еще важнее научиться искренне желать людям добра. Более того, неискренние слова и стремление всех ублажить приводят к двуличию и заискиванию. И если злословие обладает огромной разрушительной силой, способной разрушить Храм, то как велика сила хорошего слова!
Доброе слово всегда начинается с доброй мысли, хорошего намерения, искреннего чувства. Доброе слово подобно благословению, которое исходит не только из уст, а и из сердца человека, и поэтому обязательно проникает в самое сердце!