Негаснущий огонь

Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные указания по проведению храмовой службы. Коэн должен вынести за пределы стана пепел жертвы всесожжения («ола»), которая горела на жертвеннике всю ночь до утра. Огонь должен негасимо гореть на жертвеннике. Описан порядок принесения хлебного дара («корбан-минха»), состоящего из муки, оливкового масла и ароматной смолы. Горсть «минхи» сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания Аарон, его сыновья и все будущие храмовые священники. Приведены детали грехоочистительной жертвы «хатат», которая искупала непреднамеренные ошибки в соблюдении заповедей; повинной жертвы «ашам»; различных мирных жертв «шламим», одну из которых, благодарственную жертву «тода», принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять несъеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву — ее следует сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды жиров («хелев»). От каждой «мирной» жертвы коэны получают грудину и правую голень. В конце раздела подробно описана церемония помазания (приведения в должность священников) Аарона и его сыновей, а также освящения Мишкана и храмовой утвари.

Негаснущий

огонь


«Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике и не гаснуть» (6:6).

Все годы странствий в Синайской пустыне евреи носили с собой Мишкан, сборный Храм. Слово «Мишкан» образовано от глагола «лишкон», жить, потому что в Мишкане «жило», обитало

Б-жественное присутствие, «Шхина». Б-г «жил» среди евреев.

Во дворе Мишкана стоял медный жертвенник, на котором горели три разных огня. На восточной стороне жертвенника находился самый большой костер — «маараха гдола». На нем сжигали жертвы. В юго-западном углу располагался другой огонь, который переносили на малый золотой жертвенник, находившийся внутри Шатра Откровения, для воскурения благовоний.

И, наконец, у третьего огня не было постоянного места. Его разжигали в разных местах большого жертвенника. У этого огня было одно-единственное предназначение: исполнять слова из сегодняшнего раздела Торы: «Огонь должен постоянно гореть на жертвеннике и не гаснуть». Он горел всегда: в дождь и жару, днем и ночью, в будни, шаббат и праздники: все 39 лет странствий евреев по пустыне.

С приходом сынов Израиля в Эрец Исраэль это горение не прекратилось. Оно продолжалось еще 14 лет в Гилгале, где стоял Мишкан, и 57 лет в Нове и Гивоне. Дважды в день в костер добавляли по два полена: после утреннего жертвоприношения и во время предвечерней службы.

Логично спросить: зачем требовались сразу три огня на большом жертвеннике? Неужели одного было недостаточно?

Эти три огня символизировали три аспекта наших отношений с Б-гом. Большой огонь представляет служение Тв-рцу, которое у всех на виду: выполнение заповедей, изучение Торы, молитвы и добрые дела. Этот огонь был самым большим и поэтому самым заметным, как наши повседневные действия, от накладывания тфилин до заботы о сиротах и вдовах.

У второго огня на большом жертвеннике была иная функция: от него зажигали воскурения на малом жертвеннике внутри Мишкана. Отсюда мы учим, что «внешняя служба» должна использоваться для разжигания внутреннего огня, который представляет собой служение сердца: нашу веру и упование на Б-га, наше постоянное стремление быть лучше, ближе к идеалу святости. Это служение нельзя увидеть, но оно, подобно воскурениям на золотом жертвеннике, распространяет восхитительный аромат на много километров вокруг.

Третий огонь может находиться где угодно, но ему нельзя дать погаснуть. Горение этого огня символизирует неослабевающую верность еврейского народа Б-гу во все века изгнания. На протяжении сотен лет нам приходились перемещаться из угла в угол, из одной страны в другую, но жестокому миру никогда не удавалось погасить, растоптать нашу преданность

Вс-вышнему. Ярким утром и во мраке ночи, — всю свою долгую историю евреи приносили на жертвенник свою любовь к Б-гу, и никакая цена не казалась им чрезмерной.

Грех первой

жирности

«Никакого жира бычьего, бараньего и козьего не ешьте» (7:23).

Медики говорят, что жирное мясо вредно. Но Тора больше заботится о здоровье нашей души. Поэтому она повелевает удалять с жертвенных животных «хелев», скопления жира, и сжигать их отдельно на жертвеннике.

Но почему именно жир? Цель «корбанот», как мы знаем, состоит в том, чтобы искупить грехи, главным образом те из них, которые вызваны нашей толстокожестью или, если хотите, слишком большой жировой прослойкой, усиливающей лень и апатию, снижающей нашу чувствительность к чужой беде и несправедливости, отдаляющей нас от Б-га. В книге «Дварим» (раздел «Аазину») Тора упрекает евреев: «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться. Разжирел ты, растолстел, раздался. И оставил он Г-спода, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего» (32:15). Как видим, сытость и пресыщенность ведут к духовной деградации.

Наши отношения с

Б-гом соответствуют известной формуле «мера за меру», Поэтому грехи, вызванные «ожирением», надо искупать жиром. Не своим, конечно, — ведь человеческие жертвоприношения запрещены в иудаизме, — а жиром животных, возложенным на костер храмового жертвенника.

Закон — везде закон

Описание пяти храмовых жертв — «ола» (всесожжения), «минха» (хлебный дар), «хатат» (грехоочистительная), «ашам» (повинная) и «шламим» (мирная) — начинается в разделе «Цав» со слов «зот торат…» — «вот закон». В комментариях «Кли якар» сказано, что эти жертвы намекают на пять книг Торы. Каким образом?

Тот, кто изучает книгу «Берешит», как будто приносит жерту «ола». Так поступали главные персонажи этой книги Эвель, Ноах, Авраам и Яаков.

Изучение книги «Шмот» засчитывается как принесение «минхи», потому что мудрецы говорили: «Все «менахот» приносились в виде мацы», а в «Шмот» подробно обсуждаются законы мацы в связи с Исходом из Египта.

Когда учишь «Ваикру», тебе засчитывается принесение жертвы «хатат». Хотя в этой книге описаны все жертвоприношения, самая важная из них — грехоочистительная жертва, потому что она искупает главный грех поколения пустыни, поклонение Золотому тельцу.

Изучая книгу «Бемидбар», мы словно приносим на жертвенник «ашам», поскольку в ней повторяются некоторые законы этой жертвы: «Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов… (пусть принесет) барана для искупления» (5:6-8).

И, наконец, изучающий «Дварим», последнюю часть Пятикнижия, как будто приносит мирную жертву «шламим», упомянутую несколько раз в этой книге, например: «Из цельных камней построй жертвенник

Б-гу… и приноси мирные жертвы, и ешь там…» (27:6-7).

Отсюда следует, что человеку, изучающему всю Тору, засчитывается принесение всех названных жертв.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора