Такой талант даруется свыше

Итак, сегодня мы встретимся с Робертом Фальком — гением изобразительного искусства, непревзойденным живописцем и портретистом.

Роберт Фальк родился в Москве 15 октября 1886 в семье известного юриста и шахматиста Рафаила Фалька. Отец внимательно следил за увлечениями сына и помогал ему, нанимая хороших педагогов. Поначалу Роберт занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. И. Машкова (1904 — 1905), а затем перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905 — 1909), где особое влияние на него оказали два талантливых живописца из объединения «Мир искусства» В. А. Серов и К. А. Коровин.

Фальк вступил в авангардное объединение русских художников «Бубновый валет» и вскоре стал одним из его ведущих членов. Тем не менее творчество Роберта Фалька стоит особняком и не находится в фарватере русских модернистов 1910-х годов. В отличие от большинства живописцев, совмещавших в своем творчестве современные искания и традиции русского народного творчества, свободолюбивый Р. Фальк прежде всего испытывает естественные для того времени влияния французского модерна в живописи. Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика». Техника молодого Фалька разнообразна, его выразительные цветовые пятна в картинах «Дама в красном, 1918 г., «Красная мебель», 1920 г. (обе в Третьяковской галерее), отличаются от нарочито буйной красочности собратьев по «Бубновому валету» куда большей глубиной. На картинах художника цвет все чаще становится изумительно красивым и экспрессивным. Его картины светятся изнутри, а такой талант даруется свыше лишь избранным.

В своем завещании Пикассо писал: «Кубизм я выдумал для снобов, ничего не понимающих в искусстве. И чем больше я их дурачил, тем громче они визжали от восторга». Фальк это почувствовал нутром живописца еще в молодости, хотя многие художники долго продолжали скрывать свою беспомощность за этой манерой.

Фальк много работал для театра «Габима» как еврейский художник, хорошо знавший Тору. Напомню, что Нахум Цемах — основатель «Габимы» в Москве в 1917 г. — декларировал свою мечту о еврейском национальном театре как театре Торы и Эрец Исраэль. Спектакль «Гадибук» в постановке Вахтангова в 1922 году был оформлен художником Натаном Альтманом и посвящен силе еврейских традиций.

Затем «Габима» привлекла Станиславского к постановке пьесы Р. Бер-Хофмана «Сон Иакова», прямо связанной с текстом Торы, в сценографии Роберта Фалька. Художник взялся за оформление спектакля, который, по мнению создателей, должен был прозвучать как вопль, как своего рода предсказание всех тех трагических событий, ожидавших еврейский народ в ХХ веке.

Спектакль «Сон Иакова», поставленный в конце 1925 года, сравнивали по силе трагизма с таировской «Федрой». Наум Цемах оценивал его как программный в ряду других, что было важно перед заграничным турне: «Сон Иакова» — это первая попытка взмыть ввысь на крыльях духа Торы». Станиславский же адресовал габимовцам накануне их отъезда из России такие слова: «Мне пришлось сыграть маленькую роль в истории Еврейского театра. И я этому чрезвычайно рад, так как этим исполнил одну из важных миссий артиста».

К сожалению, связь спектаклей «Габимы» с Торой на нынешней выставке в Еврейском музее практически не освещена…

Фальк жил в основном в Москве, а в 1928 году уехал с театром «Габима» в Париж и остался там на 10 лет — до 1937 года.

В годы войны с Германией с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Уфе и в Самарканде.

Во время кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист».

У Фалька еще в предпарижский период большую роль в полотнах и декорациях получил эффект красочного мерцания, проступающего как бы изнутри затененной формы (Обнаженная в кресле, 1922, Третьяковка).

Не интересуясь «советской темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитал внешне простые мотивы, превращая их в изысканные феерии, написанные с натуры. Таковы большие циклы его французских и среднеазиатских пейзажей 1930 — 1940-х годов. Изумительно красивы и его портреты, неизменно предполагающие тонкое духовное единство автора и персонажа.

Созерцательно-камерное, уединенное искусство Фалька к 1950-м годам обнаружило свою абсолютную несовместимость с канонами соцреализма. На пути талантливого еврейского художника, который вплоть до 1940-х годов много сил отдавал преподаванию во ВХУТЕМАСе и других институтах, ставилось все больше препон. Союз художников не давал возможности ему выставляться. В последние годы жизни мастер стал вдохновителем тихой художественной оппозиции — «вечера у Фалька» органично вписались в летопись «оттепельной» Москвы.

После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между искусством начала XX века и послесталинской оттепелью. Работы художника находятся во множестве российских музеев и в частных коллекциях. Умер Фальк в Москве 1 октября 1958 г.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора