Школа лидерства

Тора — системная Книга. Если уметь видеть систему в сюжетах Торы, мы можем получить стройные знания о мире и о себе.

Еврейский народ формировался в три этапа.

Индивидуальный — история Праотцев, командный — история (команды) братьев — сыновей Яакова, лидерский — реализация Моше, Аарона и Мирьям.

Одной из ключевых целей Торы является презентация проблемных моментов, с которыми может столкнуться человек, идущий по пути духовного роста.

Говоря о «происках» ецер а-ра (злого или животного начала), мы должны знать специфические различия между ецер а-ра «простых людей» и руководителей. Различия могут быть как в мотивации, так и в динамике процессов.

Тора представляет нам трех лидеров, и каждый из них презентует в Торе один из трех «промахов».

Аарон — участвует вместе с народом в создании тельца, Мирьям — говорит лашон а-ра на Моше, Моше — гневается на народ, когда стучит жезлом по скале.

Три качества — популизм, лашон а-ра и гнев.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

Аарон — лидер, который идет в этой истории не впереди толпы, а как бы за толпой. Это одна из ситуаций лидера, когда вместо своего лидерского видения ситуации, он послушно следует за массами.

Мы должны учесть (в оправдание Аарона), что предыдущая попытка вмешаться в ситуацию кончилась трагически (Хур, который пытался остановить евреев, был ими растоптан).

Тем не менее, популизм — это одно из проявлений лидерских «изъянов».

Моше — разгневался на народ.

Мы знаем, что гнев — одно из худших качеств, и человек должен себя контролировать. Но… «маленькие» люди — маленькая ответственность, «большие» люди — большая ответственность. Очень часто обычный человек гневается, когда задевают его эго. Лучшая защита — нападение. Гнев людей — проявление комплексов «маленького» человека.

Лидер не страдает от этих комплексов. Его задача — делать важное дело. Лидер болеет именно за дело, а не за себя. Тем не менее Тора подчеркивает, что и в этом случае гнев является (наказуемым) изъяном, хотя его мотивация выглядит, на первый взгляд, благородной (ответственность за дело).

Мирьям — продемонстрировала лашон а-ра (злоязычие). Здесь тоже похожая ситуация.

«Маленький» человек часто пользуется лашон а-ра, чтобы унизить в своих глазах другого человека и поднять себя в своих же глазах. Форма дешевого роста самооценки за счет других.

У лидера нет проблемы с самооценкой. Более того, Мирьям всегда опекала младшего брата. Но… когда человек болеет за дело, он гораздо серьезнее относится не только к себе, но и к тем, на кого он влияет. И здесь очень важно понимать, что даже лидерская ответственность не освобождает от соблюдения правил и ограничений законов лашон а-ра.

Что еще мы можем почерпнуть из этой схемы?

Дело в том, что, когда человек идет по пути духовного роста, он со временем может стать лидером — в иешиве, в общине и т. д. Параллельно он должен становиться Праведником. При этом иногда кажется, что он уже избавился от своих основных недостатков, и его праведность — состояние устойчивое.

Но Вс-вышний сделал мир таким, чтобы мы на любой ступени духовного роста продолжали «оставаться в тонусе» и находились под угрозой совершения ошибок.

Гнев и лашон а-ра — это тот грех, опасность которого присутствует и на самых высоких уровнях духовного роста. Поэтому каждый человек должен следить за собой.

Выход на лидерские позиции снимает проблему личной «недосамооценки», но включает общественные мотивы.

С другой стороны, мы можем сказать, что человек «раздвигает» свою личность, включая в нее свое детище. Т. е., например, руководитель общины воспринимает свою общину как часть личности, и поэтому если у него уже нет проблем с личным эго, раздвинувшиеся рамки создают новую зону интереса и комплекс ответственности, к которым надо относиться серьезно.

Еще один непростой момент — это «женский» вопрос. В этом аспекте проявился царь Давид (в истории с Бат-Шевой) и его предок Иегуда (в истории с Тамар). Но это тема для отдельного разговора.

Читатели газеты «Еврейский Мир», проживающие в США и Канаде, могут заказать книгу —

М. Брук, Е. Свирский

«Глубинная эмоциональная трансформация —

взгляд Торы» —

по email:

meirbruk@yahoo.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора