Мир после катастрофы

Продолжение.

Начало в № 828

«Не думай, что Время проходит

Это проходишь ты».

Борис Кушнер

«От костров и от газовых камер

Понемногу развеялся дым.

Тогда мир содрогнулся и замер,

Ужас призраком замер седым».

А. Шапиро «Наследие»

(Автор этих стихов капитан Анатолий Шапиро командовал батальоном, который 27 января 1945 года освободил Освенцим.)

Хотя Катастрофа европейского еврейства на протяжении 12 лет существования Третьего рейха (1933 — 1945) и не первая Катастрофа в истории нашего народа, но именно она потрясла мир, цивилизованный мир, каким он считал себя. Она распахнула перед ним ворота ада, показала, что представляет собой абсолютное зло, продемонстрировав безотходное промышленное уничтожение людей.

Смыслом Катастрофы было не просто физическое уничтожение еврейского народа и дикий средневековый грабеж его имущества, но также его духовное уничтожение. Не случайно все акции уничтожения узников гетто и лагерей смерти были приурочены к дням еврейских праздников. «Они хотели показать безмолвие Б-га к судьбе евреев» (рабби Элиэзер Беркович «Вера после Катастрофы»). Известны случаи, когда в дни постов Йом Кипур и Девятого ава нацисты предлагали узникам приличную пищу. Яффа Элиах («Б-г здесь больше не живет») рассказывает о таком случае в Яновском транзитном лагере. Бригадиру евреев Шнеевайсу и его бригаде предложили в Йом Кипур белый хлеб, горячий суп и мясо (обычный суточный рацион включал тарелку супа и тонкий ломоть хлеба). «Мы, евреи, не едим сегодня», — сказал он. «Ты не понял, собака, — закричал офицер. — Я приказываю тебе именем фюрера! Жри!» Шнеевайс не шевельнулся и был застрелен в упор.

Катастрофа европейского еврейства свидетельствовала о полной деморализации Запада, не просто допустившего звериный антисемитизм, но выжидавшего годы, вплоть до нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Впрочем, объявление Англией и Францией войны Германии 3 сентября отнюдь не свидетельствовало о желании спасти евреев, не допустить «окончательного решения». Просто они выполняли обязательства по отношению к Польше, в соответствии с данными за полгода до того гарантиями о взаимопомощи.

Вспомним, как бурно реагировали государственные мужи Европы и Америки на «Дело Бейлиса» в 1913 году. В последующие два десятилетия мир растерял все свои демократические принципы, забыл о былых призывах к свободе, равенству и братству всех народов. «Дело Бейлиса» — это злобное проявление антисемитизма в одной отдельно взятой стране. Катастрофа европейского еврейства охватила почти всю Европу, и она «сгорела в пламени Освенцима» — политикой антисемитизма Гитлер растлил мир, ему потребовалось чуть больше двух десятилетий.

Катастрофа европейского еврейства привела к включению в международное право нового понятия — «геноцид» («генос» — род, племя (греч.) и «циде» — убиваю (лат.). Этот термин ввел польский еврей юрист Рафаэль Лемкин (1900 — 1959), опубликовавший в 1944 году в США книгу «Правление государств «оси» в оккупированной Европе». Под «геноцидом» согласно конвенции ООН, принятой 9 декабря 1948 года, понимаются «действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-нибудь национальную, этническую, расовую или религиозную группу».

(Мне представляется, что Катастрофе еврейского народа более соответствует термин «юдоцид», который использовал Федор Лясс в названии своей книги: «Последний политический процесс Сталина или несостоявшийся юдоцид». Иерусалим, «Филобиблон», 2006.)

«В мученичестве еврейского народа, — пишет немецкий католический священник Иоанн-Баптист Мец (трактат «Христиане и евреи после Освенцима»), — мы прежде всего сталкиваемся с загадкой собственной бесчувственности, с тайной нашей собственной апатии, а вовсе не с Б-жьим перстом».

«В Катастрофе не только погибли 6 миллионов евреев, — пишет рабби Элиэзер Беркович («Вера после Катастрофы»). — Христианская цивилизация потеряла всякое уважение в мире».

«Сегодня Освенцим надвигается на нас как суд над нашим христианством, над нашим прошлым и нынешним образом нашего христианского бытия, — вторит ему лютеранский теолог Фридрих-Вильгельм Марквардт. Более того, если смотреть глазами жертв Освенцима, он надвигается на нас как суд над самим христианством… Должна измениться не только наша жизнь, но и сама наша вера…» (выделено мной — С. Д.).

(Русской православной церкви еще предстоит пересмотреть свое отношение к Катастрофе, перестать заявлять, что она «носит искупительный характер». Так говорил архиепископ Смоленский на выставке, посвященной памяти Анны Франк.)

В Катастрофе погиб «Идишленд» — мир еврейских местечек и еврейских кварталов в городах Польши, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Венгрии, Сербии, Румынии, Болгарии… Немцы уничтожили около 800 иешив для мальчиков и юношей и более 250 школ для девочек и девушек.

В 1940 году был опубликован указ Вермахта, запрещающий эмиграцию евреев из оккупированной Польши, чтобы не допустить наплыва в Америку раввинов, преподававших Талмуд — не допустить религиозного подъема американского еврейства (рабби Ави Шафран «Угроза нацистам — Талмуд». Сегодня мы знаем, что именно раввины из Восточной Европы внесли огромный вклад в возрождение еврейской жизни в Америке)…

Свой успех в уничтожении еврейского народа нацисты намеривались запечатлеть в создании «Музея истребленной расы», который расположили в здании знаменитого еврейского музея в Праге, существовавшего с 1906 года. На протяжении всех военных лет они свозили туда экспонаты из всех оккупированных стран. Высококвалифицированные сотрудники музея вплоть до своей гибели в лагерях смерти в самом конце войны занимались сортировкой, регистрацией и каталогизацией поступавших экспонатов, число которых превысило к весне 1945 года 200 тысяч.

Катастрофа европейского еврейства — явное свидетельство политической слепоты еврейских лидеров, не принявших всерьез ни заявлений Гитлера до прихода к власти, ни даже после провозглашения нюрнбергских расовых законов в 1935 году. Будущие жертвы чуть ли не до самого момента прибытия в лагеря смерти не верили слухам об «окончательном решении» (Эли Визель «Ночь»).

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора