Поищем ответ на вопрос заглавия в судьбе Йосефа — описанного Торой идеального администратора. Египетский министр Потифар, поражённый честностью и мудростью молодого раба, делает его «исполнительным директором» своих владений. «И было, с тех пор как назначил его в доме своём и над всем, что у него, благословил Г-сподь дом египтянина ради Йосефа, и было благословение Г-сподне надо всем, что у него в доме и в поле».
В эпоху экономических потрясений любопытно разведать, как сохранить и приумножить благословение над имуществом?
Рамбам уточняет, что «благословение» (браха) означает прибавление, а «удача» (ацлаха) — спасение от ущерба. А из года, проведённого в этом доме, полгода Йосеф занимался в основном домашними делами и полгода полями.
Причина доверия к молодому иностранцу — «И увидел хозяин, что Б-г с Йосефом во всём». Увидел не только в сопровождавших юношу постоянных чудесах, но и «Б-г Сам дал узреть Себя египтянину, хотя тот явно был недостоин этого — ради Йосефа». Как утверждает книга «Зоар», «Творец бережёт своих праведников, и ради них грешников» (попавших в «сферу обитания» праведника). Настолько, что даже порой раскрывает им Своё Присутствие!
Анализируя построение фразы, мудрецы объясняют несоответствие женского рода слова «благословение» с мужским «и было»: браха покоилась на делах Йосефа, и имущество египтянина успешно только в его руках. Мальбим видит в слове «дом» намёк на траты, а в слове «поле» — на прибыль. А рабейну Бехайя считает, что «дом» в первую очередь относится к деньгам и предметам обихода, а «поле» — к плодам, зерновым и вообще ко всему растущему.
Поясняет трактат «Брахот» Талмуда, что «довольно с праведника того, что он в доме и дом благословлён из-за него». «Благодаря Ханине, Моему сыну, весь мир получает пропитание, а ему самому довольно горсточки плодов рожкового дерева от Шаббата до Шаббата!» Имущество самого праведника, в котором тот прозревает прямой и ежедневный подарок Создателя, подчиняется другому закону.
Ещё учат из структуры пасука, что благословение пришло с Йосефом немедленно — ещё до его «менеджерства». Ведь сказано «в доме», а не «над домом». И сравнивают это с историей Ковчега Завета. Когда, перевозя в Иерушалаим, Давид оставил его на 3 месяца в доме Оведа, счастье распространилось на всё, Оведу принадлежащее: домочадцев, скот, финансы… Тем более, если в доме «живая Тора» — праведник!
Комментаторы вспоминают и два других примера. Трактат «Сангедрин» удивляется: пророк Овадья управлял домом царя Ахава. Его богобоязненность превосходила даже трепет перед небесами праотца Авраама! Рискуя жизнью, он спас от царской охранки 100 пророков и долгое время прятал и кормил их! Так почему же царь и всё царство не благословились из-за Овадьи? Наоборот, страдали от многолетней засухи! Отвечают: конечно, и египтянин не был достоин благословения — но он не выступал против власти Всеединого, а просто по-детски принимал происходящее. Потифар не препятствовал, чтобы благословение Йосефа распространилось и на него! Ахав же со своей женой Иезевель насаждали идолопоклонство, истребляли пророков и мудрецов…
Другой случай: тот же Ковчег Завета принес беды и эпидемии захватившим его филистимлянам. В конце концов они даже подкинули его евреям с дарами в «искупительную взятку». Здесь всё, впрочем, понятно: не хватай без спросу чужое!
Обратите внимание: сам Йосеф не сколотил состояния (как и позже, в бытность полновластным президентом Египта). Вот вам и первая рекомендация Торы: желаешь сохранить и приумножить имущество? Допусти к управлению им того, в чьей честности и бескорыстной порядочности ты убеждён! Причём, это важнее даже компетентности и опыта. Какой уж опыт у 17-летнего юноши?!
А лучше всего, если праведник живёт в твоём доме. Подобно тому, как в XIX веке евреи «разбирали по домам» учеников иешив. Или же кормили, «столовали» их по очереди. Причём, нередко просили раввина прислать к ним наиболее прилежного и богобоязненного ученика. А дающие пожертвования на иешивы и синагоги обычно хотят, чтобы те использовались «с наибольшей святостью». Известно немало случаев, когда раввины отказывались принимать такие пожертвования: «Эти деньги пригодны не на написание свитка Торы, а максимум на корм лошади, привозящей для иешивы дрова!» Ведь если часть твоего имущества соприкасается со святым, оно может «транслировать» благословение и всему остальному.
Но что же делать тем, кому залучить в свою малогабаритную квартирку святого мудреца затруднительно? Тут мы снова «спросим» Йосефа-цадика. Всё его поведение было пропитано скромностью и святостью. Во всех своих успехах он видел не личную незаурядность, но лишь руку Всемогущего.
Говорят, что прибавление святости, шаг вперёд в моральной чистоте может привести в дом и материальное благословение. Особенно это касается праведности в интимной сфере — не зря же Йосеф символизирует в Каббале сфиру «йесод», связанную со святостью в отношениях между полами!