
1 ноября этого года талантливому российскому журналисту, лауреату премии «Золотое перо России» (1993 г.) Леониду Радзиховскому исполнилось 55 лет. По образованию Радзиховский — психолог. В 1977-м году он окончил Московский пединститут, а в 1979-м стал кандидатом психологических наук (специалист по истории психологии.) С конца 80-х годов статьи Радзиховского вызывают всё больший и больший общественный интерес. В 1992 -1993 годах он политический обозреватель телеканала «Останкино», а с 1995 года — радиостанции «Эхо Москвы». Регулярно выступает на радио «Свобода». Как свободный журналист (с 2000 года) он публикуется в газетах «Московские новости», «Независимая газета», «Известия» и др., а также, особенно последние годы, он активно сотрудничает с газетой «Еврейское слово» и еврейским литературно-публицистическим журналом «Лехаим».
С изрядной долей преувеличения и самоиронией Леонид Радзиховский говорит о себе:
«Еврей, лысоватый, сутулый, с психологией вечного робкого подростка. Возраст и национальность не чувствую, но помню. По взглядам — скептический либерал и умеренный циник. По темпераменту — мямлик. По образу жизни — остался с привычками мэнэса (младшего научного сотрудника). По религиозным убеждениям — агностик. Хобби есть, но секрет. Личная жизнь есть, но тоже секрет. Кумиров нет — и не только в политике. Любимый город — Париж…»
В этой самокритичной характеристике любопытно такое противоречие: психолог, «не чувствующий своей национальности», на первое место ставит именно её — «еврей». Случайно ли это? В одной из своих статей Радзиховский написал:
«Еврей — не профессия, не призвание, не преступление, не наказание, не подвиг и не награда. Но нет еврея, для которого его национальность совсем не имела бы значения. Представить себе в России латыша, или украинца, или даже грузина, который не придаёт своему происхождению ни малейшего значения, я могу (может быть, потому, что сам не принадлежу к этим нациям), а еврея — не могу».
Возможно, именно поэтому журналист много пишет на еврейские темы, в том числе и об антисемитизме:
«Надо ли писать о еврейском вопросе и антисемитизме? Или лучше сидеть тихо — авось, нас не заметят?
Антисемитизм, как и всякая фобия — не результат внешних воздействий, а состояние души, евреи живут не вовне, а в сознании и подсознании настоящего антисемита. Так что писать с оглядкой на антисемитов, по-моему, глупо. Вот я на них и не оглядываюсь — пусть их читают… Больше того. Как раз антисемитизм боится света, воздуха, боится прямого разговора. Их оружие — намёк с глухой угрозой и злобой. Люди из подполья… Отлично! Вот и задача вытащить их из подполья».
Довольно часто Радзиховский рассуждает о положении евреев в диаспоре:
«Евреи — необычный народ. Их положение в меньшей степени зависит от того, как власть, глава государства относится собственно к евреям — и в большей степени от того, насколько открыта и демократична страна в целом. Так было во всём мире, по крайней мере, в течение последних 150 лет. Иначе: евреям лучше, если президент демократической страны их не любит, чем диктатор, который к ним относится терпимо».
В одной из бесед (2005 г.) по поводу антисемитизма в России Радзиховский сказал:
«На бытовом уровне я этого не ощущаю или, скажем так, ощущаю не больше чем в течение всех последних десяти лет. На политическом уровне — да, здесь могут быть серьёзные проблемы. Пока их нет, но они могут быть. Почему? Потому что, когда Путин пришёл к власти, он у большой группы антисемитов вызвал огромные надежды. И до сих пор, надо сказать, Путин, с моей точки зрения, эти их надежды не оправдал. Хотя три олигарха, с которыми он боролся, все как на подбор евреи — Гусинский, Березовский, Ходорковский. Я думаю, что борьба с ними не превратила Путина в антисемита и противника всех евреев в целом. Я на это надеюсь, по крайней мере. Я уверен, что в Кремле есть масса людей, которые и лично антисемиты, и ещё больше людей, которые понимают, насколько это выигрышная карта. Пока дела в России не настолько паршивые, чтобы пришлось с этой карты ходить».
В своих выступлениях Радзиховский очень часто заявляет, что он еврей. Когда человек, обладающий широким кругозором и ясным аналитическим умом, говорит о себе, что он не чувствует своей национальности, а только помнит её, сомневаться в этом, по меньшей мере, странно, но приходится. Вот очередная его статья «Лехаим!», полная гордости за еврейский народ. Она опубликована в газете «Еврейское слово», № 17 (387), 2008 г. Радзиховский пишет:
«60 лет Государству Израиль — дата, которая ни одного еврея равнодушным не оставит. Мы все болеем за Израиль — и знаем, что Израиль болеет за нас. «Двойная лояльность»? Да. Точнее — удвоенная. Тот, кто «добровольно живёт» в России, хочет, чтоб в нашей стране была нормальная человеческая жизнь. Но это совершенно не мешает переживать за Израиль, тревожиться за израильтян, ГОРДИТЬСЯ их успехами — в которых мы, правда, совсем не виноваты. Да, Израилю и его патриотам гордиться есть чем. За 60 лет выиграны четыре большие войны у многократно превосходящего врага. Говорят, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне — искал, где нет нефти, и оказался прав! В Израиле ВВП на душу населения — 29000 долларов, а в богатейшей в мире по запасам нефти Саудовской Аравии — 20700. В Иране — 12300. В Египте — 5400. Израиль ближе к Франции с её 33800. Самая большая в регионе продолжительность жизни — 80,6 лет. Тоже западноевропейский показатель.
Израиль оружием разбил вдребезги антисемитский миф о трусливых евреях, умеющих только прятаться в тылу… Израиль трудовыми руками разломал и другие дурацкие мифы — о евреях, умеющих только торговать и заниматься финансовыми спекуляциями (кстати, крайне полезные и необходимые занятия!), но не способны к сельскому хозяйству и производству…
Есть один миф более тонкого свойства. Дескать, где же в Израиле большая наука? Ну, да, в «готовой» научной среде (ровно как и художественной) — в Европе, США, России и т. д. евреи быстро завоёвывают сильные позиции. Но «предоставленные сами себе» создать действительно сильную науку и культуру они не способны. Они могут подсолить чужой суп — но сварить свой не способны, а одной солью сыт не будешь. Этот тезис тоже опровергнут. В Израиле работают три Нобелевских лауреата в области науки, среди ста членов Израильской Академии наук — 16 иностранных членов Национальной АН США. Неплохие показатели — естественно, не для Ближнего Востока, где их сравнивать не с чем, а для Европы, где выше (в абсолютных цифрах, не на душу населения) результаты только у Англии, Франции, Германии, с их вековыми научными традициями и населением, в десятки раз превосходящим израильское… Народ Книги создал государство мечты — государство, не сложившееся «само собой», а ставшее материальной реализацией Идеи. Причём, в отличие от марксизма, идеи сионизма оказались совсем не утопическими. Это — тоже одно из еврейских чудес. Чудеса нам не дано разгадать. Будем радоваться, что они есть, и твёрдо знать, что они будут всегда, пока живы люди. Лехаим!»
С 1995 года Радзиховский выступает на радио «Эхо Москвы», выражая своё мнение по самым различным вопросам.
31 октября в программе «Особое мнение» он говорил о несовершенстве избирательной системы в Америке и как отразятся результаты наших выборов на ситуации во всём мире:
«Вот перед нами система: США. 305 миллионов жителей — абсолютно открытая, публичная, гласная конкуренция, с самым точным учётом возможностей и т. д. Кто же в итоге в абсолютно критический для страны момент оказался на выходе? Два популиста, не имеющих никакого опыта государственного управления… Между тем, в избирательной кампании участвовали люди, довольно известные и имеющие немалый опыт. Это, например, мэр Нью-Йорка Джулиани, это губернатор Массачусетса Ромни и т. д. Тем не менее, как будто бы идеальная англосаксо-американская система отбора лидеров, в ходе открытой публичной конкуренции, с моей точки зрения, даёт при обоих раскладах отнюдь не блестящий для Америки результат.
Исторически, все сравнивают ситуацию с Великой депрессией 1929 года. Если бы тогда президентом стал не Рузвельт, а он до того был губернатором штата Нью-Йорк, а, допустим, Гувер, то, я думаю, что мы имели бы другую Америку и вообще другой мир. То есть роль личности в истории никто не отменял.
Наши журналисты вдруг начали отчаянно рекламировать Маккейна. Логика проста. Ругаться хоцца. Маккейн — вот оно мурло американского империализма в натуральную величину. Ястреб, ругает Россию, вояка… Цели ясны, задачи определены — огонь, товарищи!
Появление Обамы путает все карты. Белый ястреб или чёрный голубь? Не исключено, что многим из наших политиков как-то приятнее сидеть рядом с белым джентльменом, нежели с чёрным голубем. А что делать с этим чёрным голубем, абсолютно непонятно. Значит, надо иметь в виду, что избрание Обамы резко изменит отношения к Америке в Третьем мире и Африке. Что бы Обама ни говорил и ни делал — по коже встречают. Вся Европа просто обалдела от Обамы и молится на него. Не столько на него, сколько против Буша. Я не уверен, что французы готовы избрать своим президентом араба, немцы сделать канцлером турка, а англичане премьер-министром пакистанца. Но для американцев они эту радость уготовили. То же в Латинской Америке. И команданте, и Чавес могут плевать и орать, что Маккейн — дьявол и у него из ноздрей валит сера, но сказать такое про Обаму… В Латинской Америке, где масса метисов и огромное число афроамериканцев, такое могут и не понять.
У нас тоже появятся проблемы. У СССР были четыре причины наших несчастий: американский империализм, израильский сионизм, боннский реваншизм и китайский ревизионизм. Теперь китайского ревизионизма нет, боннский реваншизм — с нами лучшие друзья, израильский сионизм сильно потух и не может нам вредить. Зато их всех заменил в полном объёме главный враг, причина всех наших несчастий и одновременно всех наших успехов, потому что наши успехи — это борьба с нашими несчастьями, а других успехов у нас не бывает… Таким образом, главная наша «фишка» — это американский империализм. С ним воевать будем. Поэтому, с точки зрения пиара, господин Обама для нас неудобен. Влияние США в мире, очевидно, уменьшится при любом президенте. У них просто нет такого количества денег, чтоб поддержать влияние на прежнем уровне. Мировой жандарм уходит, если не на пенсию, то, по крайней мере, на инвалидность третьей, скажем, группы. Укатали Сивку крутые горки. Это факт. Поэтому нам отчасти придётся нести ответственность за многое, за что сегодня несёт ответственность мировой жандарм. При любом американском президенте».
Уже после наших выборов, в очередной передаче «Особое мнение» — 7 ноября, в ответ на слова ведущего программы Воробьёва:
«Сейчас говорят, что Обама в качестве главного человека в стране — это закат Америки. Это просто начало конца этой страны и т. д. Москва будет пытаться проверить силу, прочность этого человека, устраивая различные провокации».
Радзиховский сказал:
«Ну я бы не особенно советовал Москве этим заниматься. Потому что, если вы пытаетесь лбом проверить прочность двери, то неизвестно кому от этого будет хуже… Это не отношение между Москвой и Вашингтоном, это поиски смысла жизни внутри России. Ну ничего интересного в нашей жизни и в нашей политике нет. Её скрашивает, хоть какой-то соус даёт, при котором это можно есть, только антиамериканизм. Мы боремся. Эллочка-людоедка была, по-видимому, глубоко несчастной женщиной. По-видимому, семейная жизнь у неё не задалась, и жизнь была пуста. И внезапно она нашла наполнение своей жизни — это борьба с госпожой Вандербильт. Вандербильт об этом не подозревала. Но Эллочку это абсолютно не смущало. Главная внутриполитическая проблема России — заполнить чем-то сознание наших людей. Вот заполнили образом врага, причём врага какого! Это не какая-нибудь Грузия, не какая-нибудь Украина! Воюем с крайне лестным врагом — самой Америкой! Враг виртуальный. Враг вечный, несменяемый. Кроме того, враг таинственный. Это какие-то заговоры, сложные американские ходы и т. д. Вечная борьба…»
Статьи и выступления Радзиховского всегда очень умны, информативны, честны и интересны. Настоящее золотое перо.
Мы желаем популярному журналисту крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов!




