«Верный сын пространства, хоть и блудный,
Времени заложник, хоть и беглый.
Ткнулся в рай однажды до полудня —
К ночи приволокся греться в пекло».
Наум Кислик
Михаил Шульман родился 17 октября 1923 года в белорусском городе Могилев. Окончил литературный факультет Могилевского пединститута. Тридцать лет учительствовал в школах города… Воевал, дважды ранен. Демобилизован в 1943 году по инвалидности. Первая повесть «Жизнь зовет» была опубликована в журнале «Неман» в 1960 г. С того времени опубликовал несколько книг, наиболее значительные из которых: «Печеные яблоки», «Придет и твое время», «Хроника улицы Грушевой», «Вечный шах», «Девять дней в неделю», «Аккорды давних тревог». Печатался под псевдонимом Михаил Шумов.
В Нью-Йорке живет с 1994 года. Постоянный автор русскоязычных СМИ.
Извините, дорогие читатели, кроме этой сухой «объективки», больше ничего я от него не смог выжать, хотя мы с ним знакомы с тех пор, как он пересек океан. Михаил Шульман долгое время был председателем Еврейского культурного общества Могилева. В 1996 году наши публикации оказались рядом в сборнике «Русские в Америке». Не без гордости показывал своим друзьям книгу, в которой рядом с моим очерком «Последний причал», соседствовали работы Евгения Евтушенко «Непечатные стихи», Виталия Коротича «Век ненависти» и других известных поэтов и прозаиков, среди которых был изумительный рассказ Михаила Шульмана «Лайсенс на жизнь». Открываю наугад страницу из этого произведения: «Писатель А. Шумов «умер» у себя в Беларуси. Покойнику уезжать нетрудно, много ли ему надо — рюмка водки, да и то не каждый день, чего-то пожевать беззубыми деснами да прикрыть срам…». Вообще-то, признаться, я не считаю себя большим критиком литературы, но, что касается Михаила Шульмана, скажу однозначно: пишет он смачно! Вдогонку добавлю, что Михаил Шульман был одним из первых, кто откликнулся на наш зов о создании здесь, за океаном, Белорусского Землячества. Затем ушел в «подполье» и, как оказывается, не зря — создал много прекрасных произведений…
Говорят, писатели проживают несколько жизней — свою и своих героев. Михаил Шульман пишет книги, опираясь на события, прожитые зачастую им самим.
И опять оттуда же: «Думы мои, думы мои… Нет, то, что уехал — правильно. Как сказал однажды Виктор Некрасов: «Лучше умереть от тоски по родине, чем от злости у себя дома».
… Время идет очень быстро, и наш ветеран прошедшей войны, 85-летия, как спортсмен на полном ходу пересек 85-летний рубеж и вышел на финишную прямую к своему 120-летию.
МАЗЛ ТОВ!
Знаю, что к этому пожеланию присоединятся не только наши земляки из Белоруссии, но и читатели газеты.